(498) 787-92-67
записаться на ремонт

Техническое обслуживание двигателя Scania

Замена масла

  1. моторное масло снимается;
  2. заменяется масляный фильтр;
  3. производится замена уплотнительной шайбы и очистка магнита. Масло заливается в соответствии с указанными значениями для заправочных объемов.

Замена моторное масла

Заправочная емкость

Модель двигателя Объем
5-цилиндровый двигателя 30-37 литров
9-литровый двигатель 23-30 литров
11-литровый двигатель с двумя клапанами на цилиндр 23-30 литров
11-ти и 12-литровый двигатель с четырьмя клапанами на цилиндр 28-35 литров
14-литровый двигатель 22-30 литров
16-литровый двигатель 26-32 литров

Примечание: Обязательно проводится проверка уровня залитого масла масляным щупом – указанные значения носят приблизительный характер. При необходимости масло доливается до нормы.

Масляный щуп должен свободно проходить по направляющей трубке, без заеданий. Для этого он устанавливается в правильное положение.

Важно! Вязкостные свойства используемого масла должны соответствовать температурным диапазонам окружающей среды, которые ожидаются до момента проведения очередной замены масла.

Очиститель масла центробежного типа

Конструкция механизма очистки

Инструкция для старого варианта конструкции механизма

Предварительно определяется вариант конструкции (новый или старый) и далее по инструкции:

  • Откручивается крепежная гайка и демонтируется крышка, сначала очистив ее.

    Крышка центробежного очистителя масла

  • Снимается ротор. Гайку ротора открутить на три оборота.

    Процесс откручивания гайки ротора

  • При возникновении затруднений гайку надо зажать в тисках. Ротор зажимать в тисках нельзя! Вручную или с использованием инструмента поверните ротор на три оборота.

    Процесс откручивания гайки ротора в тисках

  • Легким постукиванием по гайке (постукивать можно рукой или пластмассовым молотком) можно отделить ротор от основания.

    Процесс отделения ротора от основания

  • Откручивается гайка, снимается корпус ротора. Аккуратно нужно демонтировать с основания сетчатый фильтр.

    Процесс откручивания снятия сетчатого фильтра

  • Механическим способом удаляется налет, образовавшийся на внутренней поверхности ротора. учитывая, что при толщине налета больше 25 мм частота проведения обслуживания очистителя масла центробежного типа должна быть увеличена.

    Процесс удаления налета с ротора

  • Снятые детали промываются в дизтопливе.

    мытье деталей

  • Проверяется состояние уплотнительного кольца – оно не должно иметь повреждений. Кольцо устанавливается в корпус ротора.

    Проверка уплотнительного кольца

  • Проводится сборка ротора.

    Сборка ротора

  • Вручную закручивается гайка ротора.

    Процесс закручивания гайки

  • Ротор устанавливается на место, и проверяется легко ли вращается деталь.

    Проверка вращения детали

  • Проверяется состояние уплотнительного кольца крышки очистителя – оно не должно иметь повреждений. Крышку ставиться на место. Гайка крепления затягивается с усилием 10 Н∙м.

    Установка крышки на место

Инструкция для нового варианта конструкции механизма

Предварительно надо определяется вариант конструкции и далее необходимо следовать соответствующей инструкции.

Важно! Необходимо следить за наличием и толщиной образующегося на внутренних поверхностях колокола масляного фильтра налета. Делать это необходимо при каждой очистке. Отсутствие налета говорит о том, что ротор не вращается. Такой признак требует немедленно определить причину возникшей неисправности.

При толщине налета больше 28 мм частота проведения обслуживания очистителя масла центробежного типа должна быть увеличена.

Порядок действий:

  • Удаляются загрязнения с крышки. Откручивается крепежная гайка крышки кожуха.
  • Подождать, пока стечет масло из ротора.
  • Вынимается ротор и протирается снаружи. Отпускается крепежная гайка колокола ротора, затем гайка поворачивается на полтора оборота. Это нужно, чтобы предохранить подшипник.

    Процесс откручивания гайки ротора

  • При возникновении затруднений с откручиванием гайки ротор переворачивается и тисками зажимается гайка. Рукой поворачивается ротор против часовой стрелки. Если не получается вручную, то в отверстие вставляется болт М20 с двумя навернутыми гайками и с помощью ключа поворачивается болт и ротор.

    Процесс откручивания гайки ротора при помощи болта М20

Важно! Во избежание возможного нарушения балансировки не стучать по колоколу ротора. Нельзя тисками зажимать сам ротор.

  • Для снятия колокола нужно постучать его гайкой по краю рабочей поверхности. При этом сам колокол держать в руках. Стучать по колоколу нельзя – это грозит повреждением подшипников.
  • Вытащите сетчатый фильтр из колокола. Если он не выходит, то нужно вставить отвертку в зазор между колоколом ротора и сетчатым фильтром, а затем слегка надавить на фильтр.

    Процесс извлекления фильтра из колокола

  • Механическим способом удаляются загрязнения на внутренних поверхностях колокола ротора.
  • Снятые детали промываются.
  • Осматриваются сопла на роторе. Два сопла не должны быть покрыты загрязнениями и иметь повреждения. Форсунки с дефектами подлежат замене.
  • На наличие дефектов осматриваются подшипники ротора.
  • На место ставиться сетчатый фильтр.
  • Устанавливается через фильтр новое уплотнительное кольцо.
  • Проводится установка колокола ротора. Проверяется правильность установки уплотнительного кольца.
  • Крепежная гайка ротора закручивается вручную.

    Процесс откручивания гайки ротора

  • Проверяется наличие возможной слабины вала в корпусе фильтра. Слабина устраняется фиксатором резьбы 561 200. Предварительно хорошо очищается с помощью растворителя. Крепление ротора затягивается головкой 99 520 с усилием 34 Н∙м.
  • После установки на место проверяется ход вращения ротора. Вращение должно быть свободным, вращать ротор надо вручную.

    Проверка хода вращения ротора

  • Проверяется круглое уплотнительное кольцо на крышке корпуса масляного фильтра – оно не должно иметь повреждений. Одевается кольцо и с усилием 15 Н∙м затягивается стопорная гайка.

    Проверка уплотнительного кольца и затягивание стопорной гайки

Проверка работы механизма очистки

Подобная проверка требуется исключительно в случаях, когда могут появиться отклонения от нормального функционирования. Одним из оснований для проверки может служить отсутствие или малая толщина налета в сравнении с ожидаемой при фактическом пробеге транспортного средства.

После остановки ДВС ротор должен продолжать вращение с высокой частотой до остановки через определенное время.

  • Прогревается двигатель.
  • Выключить двигатель. Прислушаться к производимому очистителем масла центробежного типа шуму. Рукой, прислоненной к его крышке, определить есть ли вибрация от вращения ротора.

    проверка вибрации от вращения ротора

  • Проверяется работа очистителя в том случае, если не заметны признаки вращения ротора.

Замена фильтрующего элемента масляного насоса

  • Головка 588 475 используется для того, чтобы снять крышку фильтра.
  • При вынутом фильтрующем элементе масло из корпуса стечет автоматически.
  • На крышке фильтра заменяется уплотнительное кольцо. Новое кольцо смазывается моторным маслом.

Важно! Во избежание повреждений фильтрующего элемента опускать его в корпус фильтра следует только после того, как он вставлен в крышку.

  • После установки фильтрующего элемента, предварительного вставленного в крышку, в корпусе фильтра крышка затягивается с усилием 25 Н∙м ± 5 Н∙м.

    Замена фильтрующего элемента масляного насоса

Система вентиляции картера

Замена фильтра

C корпуса фильтра удаляются загрязнения, производится замена фильтрующего элемента.

Замена фильтра

Проверка состояния ручейкового ремня

Важно! Необходимо сохранять первоначально заданное направление движения ручейкового (поликлинового) ремня в случае его снятия с дальнейшей установкой.

  • После снятия ремень оставляется на валу вентилятора. Так проще сохранить первоначально заданное направление движения, когда потребуется одеть ремень на шкивы.
  • Ремень тщательно осматривается.

Небольшие трещины на рабочей стороне ремня допустимы

Допустимые трещины на рабочей̆ стороне ремня

Если на рабочей стороне ремня имеются глубокие трещины или отсутствуют фрагменты гребней, ремень заменяется.

Недопустимые трещины на рабочей̆ стороне ремня

  • Проверяется степень износа ручейкового ремня.

Признаки допустимого износа поликлинового ремня - может использоваться.

Признаки допустимого износа поликлинового ремня

Поликлиновой ремень износился до корда – подлежит замене.

Признаки недопустимого износа поликлинового ремня

Проверка натяжения ручейкового ремня

Автоматическое натяжное устройство ручейкового ремня

Не допускается вносить изменения в конструкцию автоматического натяжного устройства (натяжителя), разбирать его, пытаться произвести ремонт или регулировку. Следует заменить натяжитель если устройство перестало обеспечивать требуемое натяжение ручейкового ремня.

Уровень шума от ременной передачи повысился

В этом случае необходимо проверить работу натяжителя. Его нужно медленно отвести от ручейкового ремня до упора, затем также аккуратно вернуть в первоначальное положение. Операцию необходимо повторить до трех раз. Нельзя допускать в работе натяжителя рывков и заеданий.

Проведение измерений

Рекомендации по силе натяжения ручейковых ремней типа FO

Новый ремень 370 Н∙м
Используемый ремень 310 Н∙м

Более высокая жесткость новых ремней обуславливает необходимость большего натяжения.

Регулировка зазоров клапанов и насос-форсунки PDE (9-литровый рабочий объем пятицилиндрового ДВС)

Величина зазоров и установочного размера

Установочный размер и зазоры Величина, мм
Насос-форсунки, установочный размер (на холодном ДВС) 66,9 ± 0,1
Впускные клапаны 0,45
Выпускные клапаны 0,70

Таблица моментов затяжки

Крепежная деталь Усилие, Н∙м
Контргайка регулировочного винта коромысла привода насос-форсунок 39
Контргайка регулировочного винта коромысла привода клапанов 35

Регулировка зазоров на холодном ДВС проводится в насос-форсунках и приводе клапанов после их проверки.

Инструкция по порядку работы на пятицилиндровом ДВС с рабочим объемом 9 литров

Перед проведением регулировки обеспечивается правильное положение привода клапанов и насос-форсунок. Для этого:

  • Нанесенная на маховике метка 72° должна быть видна в нижнем окне кожуха детали, поэтому маховик поворачивается соответствующим образом. Надо добиться, чтобы клапаны 5-го цилиндра в этот момент находились в фазе перекрытия.
  • Маховик поворачивается до тех пор, пока он не пройдет метку TDC Down (это 0º). Он должен пройти указанную метку на 20°. После этого маховик поворачивается против часовой стрелки так, чтобы метку TDC Down было видно в нижнем окне кожуха детали. Поворот маховика по часовой стрелке через метку TDC Down на 20° и реверсный поворот требуются для полной выборки зазоров в шестеренном приводе ГРМ.

Это положение коленвала соответствует рабочему ходу в 1-м цилиндре. В таком положении проводится регулировка зазоров клапанов и привода насос-форсунок.

  • Используя приспособление 99 309 маховик поворачивается против часовой стрелки так, чтобы метка на детали была видна в нижнем окне.
Метка на маховике
(градусы)
Оборот коленчатого вала Отрегулировать насос-форсунку на цилиндре Отрегулировать зазоры впускного и выпускного клапанов на цилиндре Перекрытие клапанов
(номер цилиндра)
ЕВС Down
(BMT вниз) (0°)
1 2 1
2 1
144
504
1 4 2
2 2
288
648
1 5 4
2 4
72
432
1 5
2 3 5
216
576
1 3
2 1 3

Вид на маховик через нижнее окно в кожухе
Вид на маховик через нижнее окно в кожухе
*направление вращения при регулировке

На маховике нанесены метки 240°/600° и 120°/480° − они нужны для регулировки шестицилиндрового ДВС.

  • До начала работы необходимо повернуть маховик – в нижнем окне должна быть видна соответствующая метка (при регулировке метки считываются только через нижнее окно маховика).
  • На насос-форсунку устанавливается регулировочное приспособление 99 414.

    Установка на насос-форсунку приспособление 99 414

  • Перед проведением регулировки насос-форсунок, ослабляется контргайка и откручивается/докручивается регулировочный винт 1. Положение насос-форсунки считается правильным, если плунжер 2 находится заподлицо с верхней полкой регулировочного приспособления. Эта полка плоская. Провести пальцем по полке и определить правильность установки плунжера. При установочном размере 66,9 ± 0,1 мм палец способен уловить разницу ≥ 1 мм.

    Процесс регулировки насос-форсунки

  • Завершив регулировку, нужно закрутить контргайки регулировочных винтов с усилием 39 Н∙м.
  • Снимается приспособление 99 414.

    Снятие приспособленя 99 414

Важно! При установке электропроводов их клеммы должны быть обращены к насос-форсункам требуемой стороной.

Правильная установки клеммов

  • К насос-форсункам присоединяются клеммы электропроводов, их относительное положение можно не принимать во внимание. Используя динамометрическую отвертку 588 179 затягиваются винты с усилием 2 Н∙м.

    Процесс затягивания винтов отверткой 588 179

Важно! Использование динамометрической отвертки 588 179 позволяет избежать срезки винтов. В случае, если это произошло, насос-форсунка заменяется в сборе.

    Излишнюю длину проводов насос-форсунки регулируют с помощью хомута – прикрепляют к электромагнитному клапану насос-форсунки. После установки крышки клапанного механизма болты затягиваются с усилием 18 Н∙м. Закрывается клапан прокачки. После этого полый болт затягивается. В топливную систему подается горючее, проводится прокачка топлива для удаления воздуха из системы.

Регулировка зазоров клапанов (шестицилиндровый ДВС с рабочим объемом 9, 11 и 12 л)

Примечание: Для проведения проверки и регулировки ДВС должен быть холодным.

Проверка

Величины зазоров клапанов:

Рабочий объем ДВС, л Величина зазора, мм
9, 11 (за исключением DC11) Впускные – 0,45
Выпускные – 0,80
DC9, DC11, ДВС 12 л Впускные – 0,45
Выпускные – 0,70

Способы регулировки зазоров

Для регулировки зазоров можно использовать один из приведенных ниже способов.

Способ 1

    Нужный поршень устанавливается в Верхней мертвой точке (ВМТ – конец такта сжатия, метка TDC). Проводиться регулировка зазоров впускных и выпускных клапанов. Используя приспособление 99 309 коленвал поворачивается на 1/3 полного оборота, после чего переходят к следующему цилиндру. Регулировка зазоров клапанов проводится в порядке, соответствующем работе цилиндров ДВС: 1 – 5 – 3 – 6 – 2 – 4.

Первый способ регулировки зазоров

Способ 2

  • Поршень 1-го цилиндра устанавливается в Верхней мертвой точке (TDC). Проводится регулировку клапанов:
Цилиндр Клапаны
1 Впускные и выпускные
2 Впускные
3 Впускные
4 Впускные
5 Выпускные

Схема регулировки зазоров клапанов

  • Делается полный поворот коленвала. Проводится регулировка клапанов:
Цилиндр Клапаны
2 Выпускные
3 Впускные
4 Выпускные
5 Впускные
6 Впускные и выпускные

Схема регулировки зазоров клапанов

Регулировка зазоров клапанов в ДВС с рабочим объемом 14 и 16 литров

Примечание: Для проведения проверки и регулировки ДВС должен быть холодным.

Проверка

Величины зазоров клапанов:

Рабочий объем ДВС, л Величина зазора, мм
14 Впускные – 0,45
Выпускные – 0,80
16 Впускные – 0,45
Выпускные – 0,70

Нумерация цилиндров

ДВС с рабочим объемом 14 литров

Для регулировки зазоров используют один из приведенных ниже способов.

Способ 1

  • Поршень 1-го цилиндра устанавливается в Верхней мертвой точке (ВМТ – конец такта сжатия, метка TDC).
  • Проводится регулировка зазоров впускных и выпускных клапанов.
  • Используя приспособление 99 309, коленвал поворачивается на 1/4 полного оборота, после чего можно переходить к очередному цилиндру.
  • Регулировка зазоров клапанов проводится в порядке, соответствующем работе цилиндров ДВС: 1 – 5 – 4 – 2 – 6 – 3 – 7 − 8.

Первый способ регулировки зазоров

Способ 2

  • Коленвал поворачивается в направлении вращения так, чтобы поршень 1-го цилиндра оказался в положении 20° после прохождения метки TDC (Верхняя мертвая точка). На маховике это положение обозначено меткой ┴.
  • Проводиться регулировка клапанов:
Цилиндр/Ряд Клапаны
1/Правый Впускные и выпускные
2/Правый Выпускные
4/Правый Выпускные
5/Левый Впускные и выпускные
7/Левый Впускные
8/Левый Впускные

Схема регулировки зазоров клапанов

  • Делается один полный оборот коленвала в направлении вращения. Поршень 1-го цилиндра устанавливается в положении 20° после прохождения отметки TDC (Верхняя мертвая точка) на такте впуска.
  • Проводиться регулировка клапанов:
Цилиндр/Ряд Клапаны
2/Правый Впускные
3/Правый Впускные и выпускные
4/Правый Впускные
6/Левый Впускные и выпускные
7/Левый Выпускные
8/Левый Выпускные

ДВС с рабочим объемом 16 литров

Поворачивается коленвал, используя приспособление 99 309, и по соответствующей метке проводиться регулировка. Метка должна быть видна в нижнем окне кожуха:

Метка, указатель градусов № цилиндра – перекрытие клапанов Регулировка впускных клапанов на цилиндре Регулировка выпускных клапанов на цилиндре
0º, сжатие 6 7, 8 4, 5
180º, впуск 7 1, 5 2, 6
360º, сжатие 1 2, 4 3, 7
540º, впуск 4 3, 6 1, 8

Рекомендация: с целью упростить контроль за выполнением регулировки клапанов, наносятся метки на коромыслах клапанов после завершения их регулировки.

После завершения работ по регулировке контргайки регулировочных винтов затягиваются с усилием 35 Н∙м.

Нумерация цилиндров

Насос-форсунки PDE Scania (число цилиндров – 6 или 8)

Упорная шайба пружины. Проверка и регулировка высоты

Примечание: Для проведения проверки и регулировки ДВС должен быть холодным.

  • Удаляются загрязнения с крышки клапанного механизма и с примыкающих к ней поверхностей.
  • Снимается крышка.
  • Поворачивается коленвал, используя приспособление 99 309. Проводиться регулировка, ориентируясь на соответствующую метку, которую видно в нижнем окне. При регулировке метки считываются только через нижнее окно маховика. До начала работы нужно повернуть маховик – в нижнем окне должна быть видна соответствующая метка.

Процесс поворачивания коленвала с помощью приспособления 99 309

6-цилиндровый двигатель

Метка на маховике (градусы) Перекрытие клапанов (номер цилиндра) Отрегулировать насос-форсунку на цилиндре
TDC Down 0˚
Клапан 2, 5, 120°
1
5
2
4
Клапан 3, 4, 240°
TDC Down 0˚
3
6
1
5
Клапан 2, 5, 120°
Клапан 3, 4, 240°
2
4
3
6

8-цилиндровый двигатель

Метка на маховике (градусы) Перекрытие клапанов (номер цилиндра) Отрегулировать насос-форсунку на цилиндре
TDC Down 0˚
TDC Up 180˚
6
7
4 и 5
2 и 6
TDC Down 360˚
TDC Up 540˚
1
4
3 и 7
1 и 8
  • На насос-форсунку устанавливается регулировочное приспособление 99 414.

    Установка приспособления 99 414 на насос-форсунку.

  • Перед проведением регулировки насос-форсунки, контргайка ослабляется, откручивается/докруяивается регулировочный винт 1. Правильным считается положение плунжера 2 насос-форсунки заподлицо с верхней полкой регулировочного приспособления. Эта полка плоская. Провести пальцем по полке и определить правильность установки плунжера. При установочном размере 66,9 ± 0,1 мм палец способен уловить разницу ≥ 1 мм.

    Процесс регулировки насос-форсунки

  • Завершается регулировка, закручивается контргайка регулировочного винта с усилием 39 Н∙м.
  • Снимается приспособление 99 414.

Обслуживание насос-форсунок Scania HPI

Примечание: Для проведения проверки и регулировки ДВС должен быть холодным.

Регулировка насос-форсунок (преднатяг OBL)

Работы по регулировке насос-форсунок проводятся вместе с работами по проверке и регулировке клапанов.

  • Удаляются загрязнения с крышки клапанного механизма и с примыкающих к ней поверхностей.
  • Снимается крышка.
  • Поворачивается коленвал, используя приспособление 99 309. Регулировка проводиться, ориентируясь на соответствующую метку, которую видно в нижнем окне. При регулировке метки считываются только через нижнее окно маховика. До начала работы повернуть маховик – в нижнем окне должна быть видна соответствующая метка.
    • Процесс поворачивания коленвала с помощью приспособления 99 309

      Метка, указатель градусов № цилиндра – перекрытие клапанов Регулировка насос-форсунок (преднатяг OBL)
      0º, сжатие
      120º/480º
      6
      2
      4
      1
      240º/600º
      360º, сжатие
      4
      1
      5
      3
      120º/480º
      240º/600º
      5
      3
      6
      2
      • Ослабляется регулировочный винт и контргайка.
      • Смазывается регулировочный винт, затем затягивается с усилием 6 Н∙м. Делается дополнительная затяжка с поворотом на угол 60°. Усилие для затяжки контргайки – 39 Н∙м.

      Процесс затягивания регулировочного винта

      Воздухоочиститель

      Очистка поступающего в воздухоочиститель воздуха от пылевых частиц производится с помощью бумажного фильтрующего элемента. Поступление воздуха осуществляется через боковое отверстие, далее воздух проходит через фильтрующий элемент и направляется на вход компрессора турбонагнетателя через верхнее отверстие в корпусе.

      Попавшая в корпус воздухоочистителя вместе с воздухом вода скапливается около сливного клапана. Клапан резиновый, удаление воды из корпуса происходит в момент, когда ее давление на клапан превысит давление наружного воздуха. Клапан открывается и вода удаляется.

      Замена воздушного фильтра осуществляется после демонтажа правой секции бампера. Эта секция крепится с помощью 3 винтов. На автомобилях, у которых бампер изготовлен из стали, замена воздушного фильтра происходит иначе.

      Замена воздушного фильтра

      Крышка воздухоочистителя фиксируется пружинными фиксаторами.

      Фиксация крышки

      В корпусе необходимо снять, и установить новый фильтрующий элемент.

      Установка фильтрующего элемента

      Индикатор разряжения

      Расположение индикатора разряжения:

      Тип кабины автомобиля Расположение индикатора
      P/R В правой стороне кабины за щитком подножки
      T За правой подножкой обслуживания

      Падение мощности ДВС может быть связано с недостаточным количеством поступающего в двигатель воздуха. Причина – сильное загрязнение фильтра. Нажатие водителем педали акселератора с целью компенсировать падение мощности, ведет к снижению топливной экономичности ДВС. Помимо этого, увеличивается содержание сажи в выхлопных газах. Еще один риск заключается в возможном выходе из строя турбонагнетателя.

      У индикатора на корпусе размещены два окна. Окно меньшего размера может менять цвет. Это сигнал, что требуется заменить фильтрующий элемент. Второе окно, размер которого больше, имеет шкалу, по которой можно определить величину разряжения. Заменить фильтрующий элемент требуется при величине разряжения ≥ 5,0 кПа.

      Впускной воздуховод

      Вручную подтягиваются хомуты на впускном воздуховоде. Место расположения хомутов – между воздухоочистителем и турбонагнетателем.

      Усилие при подтягивании должно составлять 4,5 ± 1,0 Н∙м.

      В работе применяют динамометрическую отвертку 588 179.

      Место расположения хомутов



© 2024 Все права защищены.
ЮниВебРазработано компанией Юнивеб
Карта сайта