В конструкции трансмиссии автомобилей предусмотрен узел, предназначенный для передачи крутящего момента от КПП/раздаточной коробки на редуктор ведущих колес. Этот узел называют карданным валом (кардан). Он необходим по причине расположения коробки передач и редукторов в разных плоскостях относительно друг друга. Кроме того, КПП и редукторы при работе подвески меняют взаимное положение, причем с увеличением хода подвески эти изменения положения становятся более значительными. Примечание: обычный вал невозможно применять из-за отсутствия жесткого закрепления агрегатов трансмиссии по отношению друг к другу.
Функция карданного вала заключается в способности передавать вращение при изменении углов и расстояния между агрегатами трансмиссии, чем обусловлено достаточно сложное устройство кардана.
Это длинная труба, которая является самой заметной и крупной деталью узла. Пустотелая труба в сравнении со сплошным прутком имеет преимущество в меньшем весе, обладая при этом одинаковой с прутком прочностью и жесткостью.
Самый простой и дешевый тип карданной передачи ― однотрубный узел. Однако в большинстве случаев от автопроизводителя требуется устанавливать длинную карданную передачу. Для этого применяют многовальный тип кардана, состоящего из подвижно соединенных между собою труб.
Используют для соединения частей кардана между собой. В однотрубных карданных валах устанавливают, как минимум, два шарнира. В многовальных карданах количество шарниров больше (зависит от конструкции узла).
Преимущественно устанавливаются шарниры неравных угловых скоростей. Благодаря своеобразной форме такие шарниры получили название крестовин. На концах валов и фланцах трансмиссии для каждой из крестовин предусмотрены ведущая и ведомая вилки. Крестовина с четырьмя наконечниками размещается между вилками, при этом в каждом наконечнике находится игольчатый подшипник. Пазы и шлицы обеспечивают фиксацию конструкции.
Такая конструкция называется асинхронным типом карданной передачи. Отличительная особенность шарнира неравных угловых скоростей заключается в неравномерном вращении ведомой вилки относительно ведущей (при условии, что оси вилок не параллельны). При одном обороте ведущей вилки ведомая дважды замедлят скорость вращения и дважды ускоряет, что создает больше вибраций.
Шарниры равных угловых скоростей (ШРУСы) устанавливают в сочленениях карданных передач синхронного типа. Для выравнивания частоты вращения в ШРУСе используют вилку с несколькими лопастями для сцепления с перекатывающимися в специальных канавках шариками. Подобная конструкция обеспечивает меньше вибраций, однако получается значительно более сложной и дорогой.
Его назначение заключается в поддержке и стабилизации карданного вала с составной конструкцией.
В конструкции карданного вала обусловлено перемещением агрегатов узла относительно друг друга. Такой тип соединения дает возможность менять длину в требуемом диапазоне.
Устанавливают, как правило, в месте присоединения к КПП. Выпускают резиновые и резинометаллические муфты. Эластичная муфта предназначена для защиты трансмиссии от ударных нагрузок. Кроме того, упругость муфты снижает вибрации и рывки при работе узла.
Диагностика карданной передачи состоит из осмотра следующих деталей:
Вибрация при разгоне/сбросе газа, звонкий стук и щелчки при трогании с места может возникать по следующим причинам:
Скрип при работе вала появляется по причине:
Вибрация карданного вала при движении автомобиля начинается по причине:
Свист и вой при работе кардана говорит об изношенности подшипника карданного вала – подшипник надо заменить.