Термином «коленчатый вал» называют деталь двигателя, который работает за счет поршневой группы. Воспламенившаяся в камере сгорания топливно-воздушная смесь при увеличении в объеме толкает поршень из цилиндра. Для движения транспортного средства необходимо преобразовать поступательное движение поршня во вращательное. Это вращательное движение далее передается в коробку передач, конечной целью передачи механической энергии служат полуоси или карданный вал. Таким образом, коленчатый вал нуден для преобразования поступательного механического движения во вращательное.
При изготовлении коленчатого вала производитель должен изготовить его так, чтобы избежать при движении появления вибраций или минимизировать их.
Для изготовления коленчатых валов используют различные материалы. Выбор зависит от типа автомобиля:
Примечание: углеродистую сталь используют высокой износостойкости.
Надо отметить на дизельные двигатели устанавливаются коленвалы особой прочности с дополнительной закалкой высокочастотным током. Причина в тех огромных нагрузках, под которыми работает коленчатый вал.
Расположение коленчатого вала зависит от типа двигателя. Размещение в нижней части двигателя характерно для стандартных ДВС, а в оппозитных моторах коленвал размещается в центрально части. Защита коленвала осуществляется с помощью закрепленного в подшипниках картера, что позволяет избежать смещения вала. В некоторых конструкциях используются дополнительные упоры.
Основная функция коленчатого вала состоит в преобразовании поступательное движение поршней ДВС во вращательные и затем в крутящий момент, который трансмиссия передает на оси и колеса автомобиля.
Основная техническая характеристика коленвала – радиус кривошипа, под которым понимается расстояние между осями коренных шеек и шатунных. Обычно в конструкциях коленвалов используются 4 коренные шейки, которые выступают в роли опор, но есть с 3 коренными шейками, а в двигателях V6 используются 7.
Существует зависимость между объемом цилиндров и удвоенным радиусом, т.е. длиной движения поршня. Если диаметр стабилен, а радиус кривошипа меняется, происходит изменение объема цилиндра. Данная зависимость позволяет проводить регулировку для изменения технических характеристик двигателя для достижения определенных параметров работы.
Знание соотношения между длиной хода поршня и диаметром цилиндра позволяет изменить параметры двигателя:
Конструктивно деталь состоит из следующих элементов:
Количество коренных и шатунных шеек определяется количеством цилиндров двигателя, их расположением и порядка работы.
В настоящее время двигатели оснащают цельными элементами в отличие от моделей прошлых лет со сборными кривошипами. Изготавливаются из высокопрочной стали методом ковки с последующей обработкой на токарном станке. Существует технология изготовления более дорогих элементов из чугуна с помощью литья.
Принцип работы коленвала можно сравнить с работой педалей велосипеда. Отличие состоит в количестве шатунов коленчатого вала.
Сгорание топливно-воздушной смеси приводит к выделению газов, оказывающих давление на поршни. Поршень начинает двигаться и совершает поступательное движение. Механическая энергия от элементов передается поршням. За счет соединения шатуна с шейкой коленчатого вала и подшипником поступательное движение поршня преобразуется во вращение коленвала. Возвратное движение поршня начинается после поворота на 180 градусов, когда шатунная шейка движется в обратном направлении. Эти циклы повторяются непрерывно, и вырабатываемая вращательная энергия заставляет колеса двигаться.