Неисправности в кривошипно-шатунном механизме двигателя возникают, в основном, из-за износа элементов, достигшего критического уровня. Сам шатун относится к очень долговечным и прочным элементам, поэтому, как правило, из строя выходят другие детали мотора.
Однако есть ряд причин, которые могут привести к деформации шатуна или серьезному износу втулок и вкладышей. Это происходит при нарушении правил эксплуатации автомобиля, использовании горюче-смазочных материалов низкого качества, нарушении сроков и непрофессиональном проведении плановых ТО.
Неисправность | Причины возникновения |
---|---|
Износ поршневой головки. |
|
Износ кривошипной головки. |
Эти причины приводят к ускоренной выработке ресурса вкладышей и коленчатого вала (непосредственного влияния на износ шатуна не оказывают). Такие дефекты влияют на возникновения биения в кривошипной головке. |
Разрушение резьбы болтов, разрушения в отверстиях крепления крышки кривошипной головки. |
|
Изгиб силового стержня. |
|
Возникновение в шатуне трещин. | Могут появиться из-за вышеперечисленных причин. |
Есть различия в стуке поршневого кольца и отработавшего шатуна. Во втором случае характер стука более глухой, а неисправность возникает из-за повреждения или износа шатунных вкладышей. Нужно помнить, что стук появляется именно в той части кривошипно-шатунного механизма, где неисправность возникла. Стук в верхней части появляется из-за износа поршневой головки. Если стук слышен внизу, то причина в шатунных вкладышах или болтах крышки нижней головки. Для установления, какой из шатунов стучит, на работающем бензиновом двигателе по очереди отключают питание свечей, а на дизеле требуется отключать подачу топлива.
Одной из причин появления стука в шатунах ДВС часто бывает засорение масляных фильтров и маслоприемника. К такому результату приводит использование горюче-смазочных материалов низкого качества. Улучшить качество ГСМ можно с помощью соответствующих присадок, которые не повлияют на вязкость масла.
Признаком неисправности в системе смазки двигателя, из-за которой появляется стук шатуна, служит дым синеватого оттенка. Появление такого дыма говорит о проблемах в КШМ и ЦПГ. Трущиеся поверхности колец поршней изнашиваются из-за недостатка масла или использовании масла низкого качества. Изнашиваются также поверхности цилиндров, коленвала и шатунов, возникают задиры и царапины.
Использование специальных триботехнических присадок позволяет предотвратить износ деталей и даже устранить возникшие дефекты. Благодаря своему составу такие присадки образуют на поверхности деталей защитный слой и устраняют негативное влияние износа путем диффузионного восстановления металла.
Неисправность | Способ ремонта |
---|---|
Износ и задиры на кривошипной и поршневой головках. |
|
Изгиб силового стержня. |
Шатун подлежит замене при обнаружении критического отклонения геометрии по изгибу или скручивания силового стержня. Проверка силового стержня на изгиб выполняется на специальном стенде в автосервисе. |
Разрушение резьбы болтов, разрушения в отверстиях крепления крышки кривошипной головки. |
|
Возникновение в шатуне трещин. |
Замена шатуна. |
Избежать разбалансировки и возникновения критического износа и стука в новых местах позволяет достижение одинаковой массы всех шатунов. При выполнении замены детали взвешивают и выполняют стачивание металла с прилива на крышке нижней головки для достижения нужного результата.