Прогар клапанов часто встречается как у бензиновых, так и дизельных двигателей. Появиться дефект может и на относительно новых ДВС, и со значительным пробегом. Исключительно важно точно установить характер неисправности на первом этапе возникновения проблемы. Продолжение эксплуатации автомобиля в этом случае может усугубить ситуацию и приведет к необходимости выполнить очень дорогой по стоимости ремонт.
Важно! Результатом эксплуатации автомобиля с прогоревшим клапаном будет повышенный расход топлива. Не исключено выгорание седла клапана, что приводит к необходимости его ремонта, а в некоторых случаях может потребоваться полная замена головки блока цилиндров.
Прогар клапана может привести к мгновенному разрушению детали с попаданием образовавшихся осколков в цилиндр двигателя. Как результат, значительные повреждения ГБЦ, БЦ, поршня.
Обнаружить прогар клапана можно по появившемуся троению мотора, а таже при потере его мощности и возрастании расхода топлива. Но из-за того, что двигатель может троить по различным причинам это затрудняет проведение диагностики прогоревших клапанов без разборки ДВС и снятия головки блока цилиндров.
Начинать следует с определения неработающего цилиндра. Для проведения проверки необходимо запустить двигатель и на холостом ходу снимать колпачки со свечей зажигания (данный способ проверки аналогичен диагностике неисправных свечей зажигания).
Сняв очередной колпачок со свечи зажигания, требуется следить за оборотами холостого хода и стабильностью работы мотора. Усиление троения или заглохший двигатель при снятом колпачке на определенном цилиндре говорят о том, что этот цилиндр находится в рабочем состоянии. При незначительном изменении оборотов или неизменной работе силового агрегата при снятом колпачке сигнализируют, что дефектный цилиндр найден.
Затем на обнаруженном неработающем цилиндре требуется выкрутить свечу зажигания и заменить на новую, исправную. Также следует проверить работоспособность высоковольтного провода зажигания (бронепровода) данного цилиндра и катушки зажигания. Запустив двигатель после завершения ремонтных работ, можно будет понять, заключалась ли проблема в элементах системы зажигания или необходимо продолжать диагностику.
Обнаружив, что двигатель продолжает троить и характер работы его после замены свечи зажигания на новую, проверки состояния высоковольтного провода и других элементов системы зажигания не изменился, надо продолжить искать причины неисправности, которые могут носить более серьезный характер:
Нарушение герметичности камеры сгорания (разрушение тарелки и/или седла клапана, неплотное прилегание впускного или выпускного клапана), возникшее из-за прогара клапанов, приводит к снижению компрессии в цилиндре. Сниженная компрессия в цилиндре также может быть вызвана износом цилиндро-поршневой группы или поломкой поршня. Причиной выхода цилиндра из строя может быть залегание или поломка поршневых колец.
Важно! Для точного определения прогоревших клапанов или возникших проблем с цилиндро-поршневой группой используют замер компрессии в цилиндрах. Это наиболее распространенный способ для локализации неисправности.
Явным свидетельством возникшей неисправности будет низкая компрессия в цилиндре. Однако необходимо принимать во внимание один нюанс. По данному показателю (сниженной компрессии) не получится определить прогар клапана, исключив из списка причин проблемы в работе цилиндро-поршневой группы. Это связано с тем, что снижение компрессии в силовом агрегате может зависеть как от прогара клапана, так и из-за поломки поршневых колец или других причин. Для точного установления причины неисправности вместе с замером компрессии необходимо выполнить дополнительную диагностику двигателя:
Примечание: масляный налет на свече зажигания – это только косвенный признак. Выход сизого дыма из сапуна двигателя при сухой или покрытой небольшим налетом свече зажигания указывает на проблемы с поршнем или поршневыми кольцами. На ДВС с относительно небольшим пробегом проблема заключается в том, что поршневые кольца, скорее всего, залегли.
Также необходимо добавить, что появление выходящего через сапун двигателя моторного масла говорит о неисправности перегородок между поршневыми кольцами.
Приведенные способы дополнительной диагностики силового агрегата позволяют точно определить причину снижения компрессии в цилиндрах, найти прогоревший клапан газораспределительного механизма и выявить проблемы с цилиндро-поршневой группой.