В моторах с верхним расположением элементов газораспределительного механизма и клапанов предусмотрена клапанная крышка. Через прокладку она устанавливается на ГБЦ.
Функции прокладки:
- обеспечение плотного прилегания крышки к головке блока цилиндров;
- герметизация объема, закрытого клапанной крышкой, что позволяет избежать протечек масла;
- защита элементов клапанного механизма и масла от попадания пыли, грязи, отработавших газов и т.д.
Прокладка клапанной крышки позволяет продлить срок использования чистого моторного масла с сохранением основных рабочих характеристик. Если обнаружена протечка масла из-под клапанной крышки, прокладка подлежит замене.
Примечание:двигатель может продолжать работать и при не исправной прокладке.
Конструктивные особенности
Отличительная черта прокладок клапанных крышек всех типов ― одинаковое устройство. Она имеет плоскую форму и выполнена из эластичного материала, что позволяет повторять форму плоскости прилегания крышки к ГБЦ. В детали предусмотрены отверстия под крепеж и другие элементы. Устанавливается прокладка под клапанную крышку. Благодаря своей эластичности щель между крышкой и головкой блока цилиндров уплотняется. Прокладка заполняет микронеровности и обеспечивает герметичное прилегание компенсацией небольших отклонений привалочных поверхностей от плоскости.
Конструкция прокладок может различаться:
- цельная – представляет собой кольцевую деталь или прокладку более сложной формы без разрывов (поэтому их также называют безразрывными). Такие прокладки просто устанавливаются под крышку, например, в моторах с двумя распределительными валами на ГБЦ;
- составная – это деталь с разрывами и вставками, предусмотренными для обеспечения герметичности входа распредвала или других элементов;
- комплектная – состоит из основной прокладки и дополнительных кольцевых уплотнителей, предусмотренных для герметизации свечного колодца и прочих отверстий в крышке.
Виды прокладок клапанных крышек
Различают прокладки клапанных крышек по типу материала изготовления:
- Резиновые. Изготавливают на основе термостойкой и маслобензостойкой резины с последующей модификацией исходного материала с помощью добавок и последующей вулканизации. Прокладки из различных сортов резины отличаются эластичностью. Недостаток таких деталей заключается в значительном изменении характеристик материала при перепаде температур и относительно небольшом сроке службы. При высоких температурах резина размягчается, на морозе теряет эластичность.
- Резинопробковые. Для производства применяется резина с добавлением гранулированной пробки или других пористых наполнителей. Материал благодаря этому приобретает необходимые качества для обеспечения герметичности соединения и вибрационной развязки. При установке таких прокладок необходимо выполнять все требования производителя, качество монтажа должно быть безупречным. Часто при установке резинопробковые прокладки обрабатываются жидкими герметиками. Срок службы детали ограничен.
- Паронитовые. Изготавливаются на основе резины с различными минеральными добавками с последующей формовкой и вулканизацией. Используемый ранее асбест сегодня уже не применяется, производители отдают предпочтение более безопасным материалам. Различают паронитовые прокладки неармированные или армированные стальной проволокой, тонкой перфорированной жестью и т.д. Данный тип сегодня получил самое широкое распространение благодаря высокой надежности, устойчивости к негативным воздействиям и хорошими герметизирующими качествами.
- Картонные. Производятся из специальных сортов плотной бумаги, которые приобретают устойчивость к любым негативным воздействиям, включая воздействие масла, бензина, воды. Отличаются небольшой стоимостью. Недостаток состоит в меньшей по сравнению с другими прокладками надежности, что ограничивает установку картонных прокладок на самых простых двигателях.
Также различают прокладки клапанных крышек по применяемости:
- для установки на общих головках блока цилиндров в рядных и V-образных ДВС с общей для всех или одного ряда цилиндров ГБЦ и клапанной крышкой.
- для раздельных головок в моторах с индивидуальными для каждого цилиндра ГБЦ и крышками.
Конструктивных отличий между прокладок для общих и раздельных ГБЦ нет, различаются только размеры под соответствующие клапанные крышки.
Автопроизводители выпускают прокладки клапанных крышек по собственным стандартам или в соответствии с российскими ГОСТами 481-80, 15180-86 и т.д.
Основные моменты при замене прокладки
Замена прокладки клапанной крышки при всей важности детали требуется достаточно часто из-за недолговечности элемента. Замена прокладки выполняется в следующих случаях:
- При обнаружении протечки масла из-под крышки из-за повреждения или разрушения прокладки под влиянием механических и химических воздействий. Прокладка также может выйти из строя из-за старения.
- При каждом ремонте ГРМ.
- При выполнении капитального ремонта двигателя, при замене отдельных деталей или агрегатов ДВС (головки блока цилиндров, крышки клапанов и т.д.).
- При прохождении регламентного технического обслуживания в случаях, предусмотренных производителем двигателя.
При необходимости выполнить замену прокладки клапанной крышки надо выбрать деталь, предназначенную для данной марки и модели двигателя. В противном случае прокладка может просто не подойти по размерам и конфигурации.
Для автомобилей на гарантии используются прокладки из указанного производителем материала, при этом замену прокладки должны выполнять специалисты. В остальных случаях можно поставить любую прокладку. Важно только не забывать о прочностных качествах и удобстве установки. Например, самыми жесткими считаются паронитовые прокладки, при этом их достаточно просто устанавливать. А при монтаже резинопробковых требуется осторожность из-за того, что они могут деформироваться или разорваться.
При замене прокладки следует следовать инструкции по ремонту ТС. Основные положения инструкции:
- Предварительно снять затрудняющее доступ к клапанной крышке оборудование (фильтр, патрубки).
- Снять клапанную крышку и старую прокладку, очистить привалочные поверхности ГБЦ и крышки.
- Установить новую прокладку.
- Поставить на место клапанную крышку, выполнить затяжку болтов в правильном порядке крест-накрест от центра к краям.
В ряде случаев необходимо провести обезжиривание поверхности прилегания головки и крышки, после монтажа ввести герметик или обработать герметиком стык деталей. Такие моменты указаны в инструкции. Правильный выбор и профессиональная установка прокладки обеспечат надежную герметичность объема под клапанной крышкой.