Техническое обслуживание автомобиля включает такую важную операцию, как замена фильтров. Причина связана с их загрязнением продуктами износа и посторонними частицами, в силу чего дальнейшее выполнение фильтрами своих функций становится затруднительным или даже невозможным. Сроки замены (интервалы) определяются руководством по ремонту и эксплуатации и зависят от системы, где фильтр установлен. Многое определяет также и манера вождения автомобиля.
Представляет собой корпус из бумаги или пластика, в котором размещен изготовленный из специальной бумаги фильтр. Место его установки – система смазки автомобильного двигателя. Функция заключается в удалении из смазки продуктов износа, образовавшихся во время работы ДВС.
Обычно масляный фильтр подлежит замене через 8-10 тыс. км пробега. Одновременно выполняют замену масла. Замена только масляного фильтра или только масла приведет к тому, что в смазку снова попадут продукты износа.
Точнее сказать, речь идет о двух фильтрах, установленных в топливной системе двигателя
Обычно топливный фильтр подлежит замене через 30-40 тыс. км пробега. Загрязнение фильтра приводит к падению давления в топливной магистрали, что грозит сбоями в работе двигателя. Попавшие в магистраль мелкие частицы могут повредить форсунки и ТНВД.
Их изготавливают из специальной бумаги или хлопковой марлевой ткани. Место установки – начало впускного тракта. Фильтр должен задерживать пыль и посторонние частицы в воздушной массе, что позволяет избежать повреждения подвижных элементов и стенок цилиндров. В зависимости от конструкции, возможна установка одного или двух фильтров.
Замена обычно выполняется через 8-10 тыс. км пробега при каждом регламентном ТО. Удалить самому мелкие частицы из воздушного фильтра невозможно, поэтому чистка результата не даст.
Установка фильтров предусмотрена в автомобилях с коробкой автомат, роботизированной коробкой или вариатором. Существуют как отдельные фильтры АКПП, так и фильтры, которые являются частью поддона агрегата. Функция такого фильтра заключается в удержании появившихся в трансмиссионном масле в процессе работы коробки передач продуктов износа.
Замена фильтра АКПП производится одновременно с заменой трансмиссионного масла через 50-60 тыс. км пробега. Без замены есть риск нарушения работы коробки передач из-за попавших в элементы агрегата продуктов износа.
В автомобили с гидроусилителем/ электрогидроусилителем некоторые производители устанавливают в бак с жидкостью фильтр для предотвращения попадания продуктов износа в систему. Замена фильтра производится одновременно с заменой рабочей жидкости.
Обычно производители интервал между заменами устанавливают 2 года. В противном случае происходит быстрое загрязнение замененной рабочей жидкости мелкими частицами. Примечание: в моделях без фильтра гидроусилителя производится замена бачка при замене жидкости.
Установка такого фильтра производится на некоторые модели полноприводных автомобилей, оснащенных муфтой. Функция фильтра заключается в удержании продуктов износа, оказывающих негативное воздействие на подвижные элементы механизма.
Замена фильтра производится через 30-40 тыс. км пробега одновременно с заменой масла. Без замены фильтра муфта под воздействием попадающих в нее мелких частиц, действующих как абразив, выходит из строя.
Ранее этот фильтр устанавливали в автомобилях с дизельным двигателем. Сейчас он встречается в современных моделях и с бензиновым двигателем. Фильтр представляет собой корпус из металла с расположенными внутри глухими перфорированными газовыми каналами.
При прохождении выхлопных газов через каналы фильтра, тяжелые частицы задерживаются на поверхности, что предотвращает их попадание в атмосферу. Со временем скопление большого количества тяжелых частиц на поверхности газовых каналов затрудняет проход выхлопных газов через фильтр. Для устранения этой проблемы в системе автомобиля предусмотрена функция регенерации, то есть сжигание скопившихся на поверхности каналов отложений. ЭБУ двигателя активирует специальный режим и воздушно-топливную смесь добавляется больше топлива в сравнении с обычным режимом работы двигателя. Такая добавка топлива ведет к повышению температуры выхлопных газов и сжиганию отложений.
Правильно процесс регенерации пройдет при непрерывном движении автомобиля в течение 20-30 минут (все зависит от типа двигателя). Рекомендуется проводить регенерацию при движении по трассе, поскольку во время коротких поездок выполнить ее не получится. Срок службы фильтра при постоянном проведении регенерации может составить более 200 тыс. км пробега. В противном случае будет необходима замена фильтра.
Каталитический нейтрализатор представляет собой фильтр, состоящий из металлического корпуса и расположенных внутри сот. Напыление сот из драгоценных металлов и составляет особенность принципа работы катализатора, отличающуюся от работы других фильтров. Для напыления производитель использует палладий, родий, платину. При прохождении ОГ через катализатор происходит их взаимодействие с драгметаллами и начинается реакция с нейтрализацией окиси углерода, оксидов азота и углеводородов. Установка катализаторов предусмотрена на всех современных бензиновых моделях автомобилей, а также на некоторых дизельных.
Сбои в работе топливной системы и системы зажигания приводят к тому, что катализатор выходит из строя раньше, при том, что он рассчитан на весь срок службы автомобиля.
Наблюдать ухудшение динамики автомобиля можно в случаях, когда катализатор оказывается забит. ОГ сложнее проходить через выхлопную систему. Возможно также разрушение сот с последующим попаданием керамической крошки в поршневую группу.
Очень высокая стоимость нового катализатора часто приводит к тому, что водители удаляют его из системы с установкой на это место пламегасителя.
Фильтр изготавливают из специальной бумаги, иногда с частицами активированного угля для предотвращения развития бактерий (внешний вид салонного фильтра напоминает воздушный фильтр). Место установки – система подачи воздуха в салон. Возможна установка одного или двух фильтров в зависимости от конфигурации системы.
Замена салонного фильтра производится через 8-10 км пробега, что позволяет избежать появления неприятного запаха в салоне.
Выпуском фильтров занимаются не сами автопроизводители, а их подрядчики. Поэтому один и тот же фильтр с логотипом автопроизводителя или непосредственно самого производителя будет стоить во втором случае дешевле.
Важно помнить, что дешевый фильтр при кажущейся экономии средств приведет к необходимости более частой замены для поддержания работоспособного состояния систем. Этим выгода от покупки дешевого фильтра будет нивелирована.