(498) 787-92-67
записаться на ремонт

Стук гидрокомпенсаторов на горячую

В конструкции современных моделей автомобилей предусмотрен специальный механизм, который автоматически регулиует величины теплового зазора между клапаном и распредвалом двигателя. Это гидрокомпенсатор, без которого в предыдущих моделях требовалось выполнять корректировку величины зазора вручную.

Стук гидрокомпенсаторов, как правило, появляется на прогретом моторе, и, если это проблема касается работы маслонасоса, то решить ее не составит труда. Но, если стук возникает сразу, а после прогрева ДВС он становится чуть тише, то это значит, что подклинивают гидрокомпенсаторы или забились масляные каналы в корпусе, и исправить ситуацию можно только заменой детали.

Признаки и причины стука

Сначала необходимо установить, служит ли причиной возникшего стука неисправность одного или нескольких гидрокомпенсаторов. Ситуация осложняется тем, что подобный стук также может быть вызван неисправностью распределительного вала, вкладышей коленчатого вала или пальца поршня.

В подобных случаях рекомендуется открыть капот автомобиля и попытаться установить идет ли стук из-под клапанной крышки. Такой стук можно сравнить со звуком, возникающим при ударе одной металлической детали о другую. Стук раздается в два раза чаще частоты оборотов двигателя, что можно заметить, снижая или увеличивая число оборотов. Сбрасывая газ, можно подумать, что возникла проблема с регулировкой клапанов.

В большинстве случаев причина стука гидрокомпенсаторов на прогретом двигателе связана с малой вязкостью прогретого масла или с недостаточным давлением масла. К этому приводит:

  • Низкий уровень масла. При недостатке смазки в картере высока вероятность работы гидрокомпенсаторов «на сухую», что и приведет к появлению стука. Однако необходимо отметить негативное влияние и излишков смазки (возникает при переливе), что повлечет за собой вспенивание смазывающей жидкости и в результате произойдет завоздушивание системы, и гидрокомпенсаторы будут работать некорректно.
  • Загрязненный масляный фильтр. Эксплуатация масляного фильтра длительное время без замены приводит к появлению налета из грязи, что затруднит движение масла по системе.

  • Ошибка при выборе вязкости масла. Правильный выбор вязкости – гарантия корректной работы гидрокомпенсатора. Жидкая смазка не создаст необходимого давления для полного заполнения механизма. Масло низкого качества очень скоро потеряет нужные для работы гидрокомпенсатора эксплуатационные свойства. Проблема решается одновременной заменой смазки и масляный фильтр.
  • Применение присадок для смазки. Основные функции присадок для масла: повысить или понизить вязкость смазки или изменить температурный режим работы масла. При изношенных гидрокомпенсаторах понижение вязкости смазки создает условия, при которых на прогретом двигателе появляется стук. Оптимальная работа масла рассчитана именно для двигателя, достигшего рабочей температуры. Добавление присадки может оказать негативное влияние на температурный режим работы масла. Это приводит к возникновению стука гидрокомпенсаторов. Причина заключается в отсутствии требуемого давления для продавливания смазки, а это вызвано слишком жидким состоянием масла.
  • Неисправность масляного насоса. Изношенность масляного насоса не позволяет создать требуемое давление в системе смазки ДВС. Обычно с этим сталкиваются водители автомобилей с большим пробегом.

  • Неисправность плунжерной пары. Проблемы такого рода приводят к протечкам смазки из полости под плунжером (протечки случаются между самим плунжером и его втулкой). Механизм не имеет возможности выбрать рабочий зазор. Причиной неисправности бывает износ этого элемента ТНВД или засора шарикового клапана в плунжерной паре. Также возможен износ следующих деталей: самого шарика, пружины, рабочей полости. Единственный способ устранить данную неисправность – выполнить замену гидрокомпенсаторов.

Устранение неисправностей

Важно помнить, что устранить стук можно только после определения причин его возникновения с последующим их устранением.

Начинать следует с проверки уровня смазки в картере – это определяющий фактор циркуляции масла по масляным каналам. Рекомендуется также проверить давление смазки, даже в тех случаях, когда на приборной панели не загорелась лампочка масленки. Низкий уровень и пониженное давление смазки негативно влияют не только на работу гидрокомпенсаторов, но и всего мотора.

Рабочее давление масла зависит от конструкции двигателя и может отличаться у разных ДВ (информацию необходимо уточнять в мануале). Обычно величина давления составляет:

  • от 1,6 до 2,0 бар на холостых оборотах;
  • от 5,0 до 7,0 бар на высоких оборотах.

Обнаружив отсутствие необходимого давления, требуется незамедлительно заняться проверкой масляного насоса. Производительность помпы могла упасть из-за циркуляции по системе очень жидкого масла. Некоторые водители, услышав на прогретом двигателе стук гидрокомпенсаторов, просто используют при замене более густую смазку. Такой шаг позволяет добиться нужного давления без устранения причин неисправности. Однако слишком густое масло будет трудно прокачиваться по системе, что чревато возникновением масляного голодания.

Следует помнить, что существуют разные причины неисправности масляного насоса: возможен износ деталей и их рабочих поверхностей, редукционный клапан вышел из строя, произошло засорение сетки маслоприемника. Убедиться в последней причине не сложно, для этого только надо снять поддон. Однако сначала рекомендуется проверить состояние смазки в системе. Причиной всех проблем вполне может быть плохое состояние масла.

Проверка состояния смазки

Сложные условия эксплуатации автомобиля или использование подделки вместо качественного масла могут привести смазку в негодность раньше установленного регламентом срока замены. В таких случаях в масле появляется налет и шлак, что ведет к возникновению стука гидрокомпенсаторов на прогретом двигателе. Для устранения проблемы рекомендуется промыть масляную систему, обратив внимание на состояние масляных каналов. Для выполнения проверки состояния смазки выполняют капельный тест моторного масла.

Самое простое решение – замена моторного масла и масляного фильтра. В противном случае нужно менять гидрокомпенсаторы.

Проверка гидрокомпенсаторов

Проверка выполняется следующими методами:

  • Опытные мастера, имеющие навык «слышать» двигатель, могут использовать автомобильный стетоскоп. Нужно приложить стетоскоп к разным зонам, где расположены гидрокомпенсаторы, и сравнить тональность стука в этих местах.
  • Использовать для проверки можно и специальные контрольные щупы, имеющие толщину 0,1-0,5 мм. На прогретом двигателе измеряется расстояние между гидрокомпенсатором и кулачком. Расстояние меньше 0,1 мм или больше 0,5 мм означает, что деталь вышла из строя и ее необходимо менять.
  • Самый простой метод заключается во вдавливании центрального штока компенсатора внутрь, используя отвертку или палец. Шток исправного компенсатора продавить пальцем не получится, у неисправного можно не снимать гидрокомпенсаторы с двигателя.

Поврежденные гидрокомпенсаторы можно попытаться промыть, чтобы восстановить работоспособность. Однако обычно их меняют на новые. Промывка и ремонт в некоторых случаях помогают устранить проблему, хоть и не очень часто. При решении менять деталь, лучше выполнить замену сразу всего комплекта. В противном случае проблема скоро возникнет снова с другим гидрокомпенсатором.

Достаточно часто встречаются случаи, когда водители продолжают эксплуатацию автомобиля со стуком гидрокомпенсаторов. Продолжая ездить с такой неисправностью, последствия через несколько месяцев можно будет увидеть на постели распределительного вала. После снятия клапанной крышки снизу будут заметны заусенцы от коромысел. Так что можно ли продолжать эксплуатацию машины с подобной неисправностью, каждый решает сам.



© 2025 Все права защищены.
ЮниВебРазработано компанией Юнивеб
Карта сайта