Причиной нарушения циркуляции моторного масла по системе может стать возникшая неисправность масляного насоса, что повлечет серьезные негативные последствия для двигателя.
Перечисленные признаки говорят как о неисправности масляного насоса, так и проблемах с другими элементами масляной системы, поэтому необходима комплексная диагностика всей системы.
Любая из перечисленных причин требует проведения комплексной проверки, по результатам которой принимается решение о проведении ремонта устройства или замены на новое.
До начала работ с помощью манометра измеряется давления масла в системе, вкрутив его вместо датчика давления аварийной лампы. Таким способом можно проверить корректность работы данной лампочки, то есть убедиться, что сигнал зажегся правильно.
Важно! Нельзя забывать, что значение давления масла в большинстве случаев падает у двигателя, достигшего рабочей температуры. Это обуславливает проведение проверки на холостых оборотах прогретого мотора.
Люфт штока масляного насоса также можно проверить без снятия устройства. Предварительно надо снять прерыватель-распределитель и вытащить шестерню. Затем с помощью длинной отвертки пошевелить шток. Обнаруженный люфт говорит о необходимости ремонта или замены насоса. У насоса в рабочем состоянии зазор между поверхностями штока и корпуса не должен превышать 0,1 мм.
Дальнейшая проверка устройства требует снятия насоса и его разборки. Это позволит не только проверить работоспособность, но и удалить скопившийся мусор и промыть элементы устройства. Начинать надо с откручивания маслоприемника. Необходимо проверить состояние уплотнительного кольца в месте стыка. Затвердевшее кольцо рекомендуется заменить.
Одна из основных причин плохой прокачки масла насосом заключается в забитой сетке маслоприемника, поэтому на ее состояние нужно обращать внимание. Забитую мусором сетку очищают или выполняют замену маслоприемника в комплекте с сеткой.
Затем выполняют проверку редукционного клапана, предназначенного для сброса излишнего давления в системе. Основные элементы клапана – пружина и поршень. Срабатывание пружины происходит, когда давление достигло крайнего значения, что позволяет маслу через поршень вернуться в систему. Происходит выравнивание давления. Обычно редукционный клапан выходит из строя из-за пришедшей в негодность пружины, которая может потерять жесткость или даже лопнуть.
Конструкция масляного насоса определяет возможность демонтажа (развальцовки). Обязательно требуется оценить износ поршня. Рекомендуется выполнить очистку детали с помощью мелкой наждачной бумаги. Не допускается снятие слишком большого количества металла с поверхности детали. При несоблюдении данного требования возникнет ситуация возврата моторного масла в основную магистраль при более низком значении давления, чем настроенное заводом-изготовителем. Так может происходить на холостом ходу.
Затем поршень обрызгивают аэрозолем очистителя, что позволит детали нормально функционировать. Среди обязательных операций – осмотр места прилегания клапана на корпусе. Появление задиров и рисок (что не допускается) ведет к снижению давления в системе. В результате эффективность работы насоса также снизится.
Проверку начинают с осмотра состояния корпуса устройства и внутренних поверхностей крышки. Также осматриваются лопасти, так как значительное их повреждение негативно влияет на эффективность работы масляного насоса. Проверку проводят с использованием одного из типовых тестов.
Первый тест заключается в проверке зазора между соприкасающимися лопастями двух шестерен. Для замера используют набор специальных щупов, что позволяет замерять зазоры разного размера. Такой набор можно заменить штангенциркулем. Информацию о максимально допустимом зазоре нужно уточнять в мануале автомобиля, потому что у разных моделей насосов зазоры отличаются.
При применении второго теста замеряют зазор между торцевой поверхностью шестеренки и корпусом крышки устройства. Для проведения проверки потребуется металлическая линейка, которую ставят сверху на корпус насоса. Далее щупами измеряют расстояние между торцевой стороной шестеренки и установленной линейкой. Примечание: для каждой модели автомобиля допустимое расстояние требуется уточнять дополнительно. При превышении размера предельного аварийного зазора требуется замена насоса на новый.
При обнаружении повреждения «зеркала» или лопастей с использованием специального оборудования можно проточить детали. При невозможности выполнения данной технологической операции или ее нецелесообразности устройств заменяют на новое.
Перед установкой нового масляного насоса необходимо его полностью разобрать для проверки состояния. Иногда на недорогих устройствах можно обнаружить задиры на деталях, и даже люфт разного размера.
Избежать проблем с масляным насосом (и со всей системой) поможет периодический контроль уровня масла в картере с проверкой его качества. Также требуется выполнять замену масла и масляного фильтра в соответствии с регламентом производителя. Допускается использование только масла с характеристиками, предписанными заводом-производителем.
Рекомендуется заменять вышедший из строя насос оригинальным устройством. Последняя операция при проверке масляного насоса заключается в смазывании внутренних элементов устройства маслом. Это правило также касается сборки нового насоса. Нельзя допускать начала работы устройства «на сухую».