Визуальный осмотр автомобиля необходимо обязательно выполнять перед началом движения, ведь это помогает найти возможные отклонения в работе узлов и агрегатов. В первую очередь нужно уделять внимание показателям основных систем, в том числе рабочей температуре двигателя автомобиля. В большинстве случаев автолюбители сталкиваются с перегревом мотора, но может произойти и обратное – температура при движении падает.
Обнаружив во время движения падение температуры двигателя, водитель должен сразу обратить внимание на состояние и работу системы охлаждения. Именно она в большинстве случаев является причиной подобной неисправности.
В системе охлаждения антифриз движется по двум технологическим контурам:
Примечание: в системе охлаждения может использоваться не только антифриз. Иногда заливают тосол и даже обыкновенную воду.
Перегрев ДВС, при котором температура достигает критических значений и неконтролируемо растет, может произойти из-за заклинивания термостата. Подобная неисправность не дает возможности охлаждающей жидкости попасть в контур с циркуляцией через радиатор. В результате антифриз нагревается и продолжает движение по малому контуру до того момента, пока не закипит.
Однако может произойти ситуация, когда при езде температура мотора падает. Причина также кроется в проблемах в работе упомянутого клапана. Не закрытый до конца термостат не позволяет охлаждающей жидкости покинуть большой контур, что не дает возможности двигателю достичь рабочей температуры.
Встречаются случаи, когда термостат заклинивает после прогрева двигателя до рабочей температуры. В подобной ситуации можно заметить падение температуры ДВС во время езды. При этом температура двигателя должна поддерживаться на рабочем уровне. Возможны также скачкообразные изменения температурного режима с ростом или резким падением температуры. Причина в том, что клапан периодически подклинивает. Обычно водитель обращает внимание на такую проблему при частых падениях стрелки температуры.
Специалисты допускают, что такая ситуация может сложиться из-за естественных причин. При этом в работе систем автомобиля нет сбоев, однако при движении стрелка указателя температуры падает.
Практика показывает, что при снижении зимой температуры до низких значений подобная ситуация может произойти. Например, водитель замечает значительное охлаждение двигателя во время поездки по загородной автодороге в сильный мороз. Так происходит, когда ледяной воздух, попадающий в моторный отсек, превосходит интенсивность нагрева двигателя. Оптимальной средней скоростью для большинства моделей автомобилей считается скорость в пределах 90-100 км/час. При такой скорости в цилиндрах сгорает минимальное количество топлива.
Видна очевидная взаимосвязь между этими факторами. Дело в том, что двигатель будет медленнее прогреваться при сгорании меньшего количества топлива в камерах ДВС. Одновременно встречный воздушный поток создает принудительное охлаждение. При таких условиях мотор просто не успевает нагреться до рабочей температуры, и она падает даже при предварительном прогреве перед началом движения.
Постоянная работа печки оказывает не менее значительное влияние, чем морозный воздух или сбои в работе систем. Дизельные двигатели на холостых оборотах могут плохо прогреваться и быстро остывать при недостаточно интенсивном движении.
Дело в конструкции системы охлаждения, в общий рабочий контур которой включен специальный радиатор салонного отопителя. При включении водителем обогрева салона охлаждающая жидкость будет проходить через данный радиатор с потерей части тепла. Размеры потери тепла зависят от установленной температуры и режима работы печки. Прогрев внутреннего пространства автомобиля происходит быстрее при высоких показателях. Работающий на невысоких оборотах двигатель, особенно зимой, не успевает отдать необходимое количество тепла для полноценного прогрева антифриза. По этой причине мотор не может достичь режима рабочей температуры.
Водители иногда сталкиваются с ситуацией, когда на приборной панели загорается предупреждение о падении температуры двигателя. Стрелка показания охлаждающей жидкости стремится к синей зоне, однако в действительности температура силового агрегата не падает. Произойти это может по причине выхода из строя датчика или неисправности табло со стрелкой температуры. Установить истинную причину поможет обращение в автосервис для диагностирования проблемы.
Не стоит забывать, что табло со стрелкой температуры на современных моделях автомобилей – всего лишь обычный электронный прибор, который может указывать неверные показатели. Для установления причины потребуется посмотреть плату управления сигнализаторов панели приборов, вскрыв ее сначала.
Возможные причины: подгорание в проводке или сгорел один из диодов. Диагностика должна включать осмотр проводки от датчика охлаждающей жидкости до стрелки на табло. При обнаружении повреждений нужно их устранить.
Обеспечить эксплуатацию автомобиля в оптимальном режиме работы двигателя можно при соблюдении следующих правил:
Установлены следующие параметры рабочей температуры силового агрегата: минимальной считается температура 65 °С, максимальная не должна превышать 105 °С. При превышение этого значения двигатель «закипит», могут произойти необратимые последствия, например деформация головки блока цилиндров или пробой прокладки. Если допущен серьезный перегрев, потребуется проведение капитального ремонта двигателя, что будет связано со значительными финансовыми расходами владельца автомобиля. Оптимальной считают температуру 90 °С.