(498) 787-92-67
записаться на ремонт

Признаки и причины неисправностей автомобильной помпы

Неисправности водяного насоса приводят к следующим последствиям:

  • образованию значительного люфта вала;
  • нарушению герметичности уплотнения;
  • возникновению износа в виде разлома или коррозии крыльчатки.

В результате появления указанных дефектов помпа не способна работать должным образом, что приводит к падению требуемого давления в системе охлаждения транспортного средства и к повышению температуры антифриза, вплоть до закипания. В результате автовладелец вынужден приобретать новый насос для замены.

Признаки неисправности

Выделяют 6 основных проблем, по которым можно сделать вывод о выходе (полном или частичном) помпы из строя:

  • Возникновение посторонних шумов при работе частично неисправного водяного насоса. Это шумящие или даже как бы подвывающие звуки могут быть вызваны значительным износом подшипника или его касанием крыльчатки помпы.
  • Образование течи может быть из уплотнителя при нарушении герметичности, корпуса или крыльчатки. Следы протечки охлаждающей жидкости можно заметить на корпусе водяного насоса, местах крепления, элементах, расположенных в подкапотном пространстве под помпой (зависит от особенностей конструкции) или на асфальте непосредственно под автомобилем.
  • Возникновение люфта шкива насоса из-за повреждения или естественного износа подшипника вращения. Важно! В дальнейшем это может сказаться на нарушение герметичности сальника помпы и привести к протечкам охлаждающей жидкости.

  • Появление запаха охлаждающей жидкости не только в подкапотном пространстве при открытии капота, но также в салоне. Запах антифриза будет проникать в салон через систему вентиляции. Для тосола характерен сладковатый запах, в некоторых случаях с привкусом ацетона.
  • Возникновение несоосности крепления по отношению к шестерным привода газораспределительного механизма или натяжным роликам. Дефект можно заметить при визуальном осмотре или использовав линейку (другой ровный предмет) в одной плоскости с роликами и водяным насосом. При таком дефекте могут возникнуть проблемы с ремнем.
  • Значительное повышение температуры мотора и ОЖ. Об этом сообщит сигнальная лампа на панели приборов. В критических ситуациях тосол может закипеть, при этом из радиатора повалит пар. Дальнейшая эксплуатация автомобиля в таком случае должна быть незамедлительно остановлена.

Заметив любую из перечисленных неисправностей автомобильной помпы, требуется выполнить диагностику самой детали и системы охлаждения. Если водяной насос автомобиля начнет «умирать», движение можно продолжить, но неизвестно на долго ли (автомобиль может проехать как 100, так и 1 000 км). Эксплуатировать машину с поврежденной системой охлаждения просто опасно.

В некоторых случаях регламент ТО автомобиля включает замену водяного насоса одновременно с парной (второй) заменой ремня газораспределительного механизма. Также рекомендуется заменить охлаждающую жидкость. Как правило помпа меняется через 60 000 км (это зависит от марки и качества помпы системы охлаждения. Конкретную информацию можно найти в мануале).

Причины неисправности

  • Неисправный подшипник. Его износ происходит не только по естественным причинам, на него также может влиять сильная натяжка ремня, приводящая к значительно большему усилию на подшипник, попадание охлаждающей жидкости на трущиеся пары по причине нарушения герметизации прокладки и появления подтеков антифриза.

  • Нарушение уплотнения. Это может быть либо сальник, либо резиновая манжета. Обычно из строя выходит сальник (прокладка), вызванный естественным износом (дубление резины) или использованием охлаждающей жидкости низкого качества без применения щадящих присадок. При длительной эксплуатации дешевый антифриз «съест» прокладку. Появится протечка, которая приведет к падению уровня охлаждающей жидкости в системе. Возможно также попадание антифриза в подшипник с вымыванием смазки и возникновением всех указанных неприятностей.
  • Несоосность крепления. Во-первых, может быть вызвано ошибкой при установке, но это встречается достаточно редко, потому что на корпусе уже имеются готовые крепежные отверстия, промахнуться мимо которых сложно. Или из-за неравномерного прилегания к блоку двигателя по причине искривленных, ржавых или грязных поверхностей. Во-вторых, чаще всего встречается заводской брак, особенно это касается бюджетных водяных насосов. Из-за нарушения соосности шкив будет вращаться с перекосом, что приведет к ускоренному износу нагруженной части ремня и подшипника. Возможен даже обрыв ремня при возникновении критических ситуаций или столкновение клапанов и поршней. Несоосность может возникнуть при попадании автомобиля в ДТП, что вызывает смещение отдельных элементов кузова и/или двигателя.
  • На практике встречаются случаи снижения производительности помпы автомобиля и, как следствие, падения давления в системе охлаждения после применения герметика для устранения протечки в радиаторе. Компоненты герметика смешиваются с охлаждающей жидкостью, что приводит к забиванию сот (каналов) радиатора и налипанию на крыльчатку водяного насоса. В подобных случаях требуется слить охлаждающую жидкость, снять водяной насос, затем промыть систему охлаждения, используя для этого специальные или подручные средства.

Методы определения неисправности помпы

Самый простой способ проверки — это взять пальцами за вал водяного насоса и подергать из стороны в сторону в направлении перпендикулярном самому валу (другими словами, поперек). При обнаружении даже незначительного люфта потребуется провести замену помпы.

Для более тщательной проверки без демонтажа детали нужно:

  1. Завести двигатель и дать достичь рабочей температуры. При этом охлаждающая жидкость должна нагреться до температуры +90 °С.
  2. Затем необходимо пережать толстый патрубок с антифризом, идущий от радиатора.
  3. При исправном водяном насосе в нем будет ощущаться давление. Если оно отсутствует или пульсирует, то помпа вышла частично или полностью вышла из строя. В большинстве случаев это связано с повернутой крыльчаткой.

Важно! Во время проверки используют перчатки или ветошь, так как она выполняется при высокой температуре охлаждающей жидкости и патрубка.

Еще одним способом проверки является визуальный осмотр посадочного места. Сначала снимается защитный кожух газораспределительного механизма, что обеспечит доступ непосредственно к помпе (различия в конструкции разных моделей автомобилей подразумевают также отсутствие защитного кожуха или отсутствие необходимости демонтажа). Затем внимательно осматривается сам насос, уплотнение и посадочное место.

Важно! Во время работ нужно обратить внимание на наличие подтеков антифриза из-под уплотнительной прокладки. При этом сама прокладка не всегда бывает влажной во время проведения проверки. Сухое посадочное место и уплотнение при свежих или засохших следах подтеков означает, что уплотнение при высоком давлении все-таки пропускает антифриз. Цвет подтеков обычно бывает рыжеватый или коричнево-бурый, иногда серый. Все зависит от того, какого цвета была залита в систему охлаждающая жидкость.

Перед тем как снять помпу для диагностики требуется убедиться в правильной работе термостата системы охлаждения и отсутствии воздушной пробки в системе. При обнаружении неисправности дефекты нужно устранить.

Если водяной насос снят, то требуется провести осмотр состояния крыльчатки (целостность лопастей, форму лопастей). Обязательно надо осмотреть место прилегания помпы к блоку цилиндров двигателя. В этом месте в идеале не должно быть подтеков антифриза из дренажного отверстия. При незначительных подтеках замена водяного насоса не производится, можно попробовать заменить уплотнитель или использовать герметик.

Для подтверждения, что источником шума и свиста стал подшипник водяного насоса, нужно со шкива насоса снять ремень, а затем раскрутить ремень как можно быстрее рукой. Неисправный подшипник издает гул и перекатывается неравномерно с ощутимым грохотом. Подобный метод используют для автомобильных помп с вращением шкива от приводного ремня. В конструкции с приводом ремнем ГРМ при проведении диагностики необходимо ослабить усилие и проводить проверку именно в подобных условиях.

Автовладельцы порой попадают в ситуацию выбора между ремонтом старого водяного насоса или замены на новый. Универсального ответа не существует, все зависит от состояния помпы, степени износа, качества и стоимости детали. Однако практика показывает, что ремонт дает эффект только при замене резиновой прокладки. Замена водяного насоса на новый рекомендуется во всех остальных случаях, особенно при большом сроке использования помпы. Одновременно с заменой помпы выполняют замену охлаждающей жидкости.



© 2024 Все права защищены.
ЮниВебРазработано компанией Юнивеб
Карта сайта