Элемент трансмиссии автомобиля, выполняющий функцию демпфера крутильных колебаний и вращательных вибраций, называют двухмассовым маховиком (ДФМ). Данный механизм служит альтернативой комплекта амортизирующих пружин, используемых в диске сцепления.
Двухмассовые маховики пришли на замену одномассовым устройствам в виде литого диска без подвижных элементов. Конструкция одномассовых маховиков обеспечивала меньший износ детали, однако увеличение мощности силовых агрегатов современных моделей автомобилей потребовало внедрения более прогрессивного решения. Проблема в том, что одномассовые устройства перестали справляться со своими задачами.
Механизм состоит из следующих элементов:
Как уже было сказано, механизм сглаживает работу трансмиссии, особенно при агрессивной эксплуатации. В моделях автомобилей, где устанавливался одномассовый маховик, значительные вибрации возникали при ускорении ТС на высокой передаче. При этом, не включив пониженную передачу, нельзя было обеспечить последующее ускорение.
В новых моделях ТС благодаря использованию в конструкции мощных пружин, которые способны подавить значительную часть вибраций и шума, такие проявления практически отсутствуют.
Важно! При частичном износе двухмассового маховика транспортное средство можно продолжать эксплуатировать, однако при езде неизбежно будут возникать вибрации, шум и т.д. В этом и заключается опасность подобной ситуации. Исчерпав свой ресурс, поврежденные элементы ДФМ вызовут поломку в системе трансмиссии или даже спровоцируют выход из строя силового агрегата. Следует также учитывать, что подобная неисправность приводит к падению тяги и ограниченной передаче мощности.
Ремонт в подавляющем большинстве случаев будет состоять в покупке нового ДФМ и установке на замену дефектному механизму, потому что восстановить устройство практически невозможно.
Влияние на длительность работы маховика оказывает манера вождения. По мнению экспертов, можно выделить:
К ускоренному износу ДФМ также оказывает чип-тюнинг автомобиля. Это связано с особенностями конструкции механизма, рассчитанной на определенные нагрузки.
Важное значение имеет техническое состояние автомобиля. Сбои в работе двигателя, в качестве примера можно привести неправильное функционирование системы впрыска, ведут к усилению вибраций, которые могут достигать максимальных значений. Срок эксплуатации ДФМ значительно уменьшиться при продолжении поездок на ТС с вышедшим из строя силовым агрегатом.
С учетом изложенного рекомендуется выполнять проверку двухмассового маховика не реже одного раза в год. При этом необходимо учитывать особенности ТС и интенсивность его эксплуатации.
Явный признак проблем с ДФМ ― возникновение вибраций или дребезжания, в первую очередь на холостых оборотах. В таких случаях советуем сразу обращаться в сервисный центр, потому что продолжение эксплуатации ТС сделает невозможным ремонт и восстановление работоспособности маховика.