(498) 787-92-67
записаться на ремонт

Износ маслосъемных колпачков

Назначение сальников клапанов газораспределительного механизма, которые также часто называют маслосъемными колпачками, состоит в предотвращении попадания масла из головки блока цилиндров в камеру сгорания при открытии клапанов. Как правило, ресурс сальников достигает 100 000 км пробега, но тяжелые условия эксплуатации, агрессивная манера вождения, использование горючесмазочных материалов низкого качества приводят к ускоренному износу маслосъемных колпачков.


Признаки и способы определения износа

Признаки Причины Возможные последствия Способы диагностики
Сизый дым из выхлопной трубы. В камеру сгорания из головки блока цилиндров проникает масло. Сгорание масла с воздушно-топливной смесью приводит к окрашиванию выхлопных газов. В результате сгорания масла образуется нагар, что приводит к залеганию колец, неплотному прилеганию клапанов, возможному их прогару. Не исключен выход двигателя из строя по причине масляного голодания при падении уровня масла ниже минимума. Необходимо оценить наличие и цвет выхлопных газов. Для этого двигатель запускают после простоя в течение 2-3 часов. Также можно полностью резко выжать педаль акселератора на холостых оборотах на прогретом ДВС.
Нагар на электродах свечей, масло на резьбе. Уплотнительное кольцо препятствует выходу излишек масла, которые выдавливает по резьбе свечей из камеры сгорания. Возникают проблемы с искрообразованием. Как результат, нестабильная работа двигателя, воздушно-топливная смесь хуже сгорает.
Электронный блок управления на инжекторных двигателях изменяет объем впрыскиваемого топлива и момент зажигания для устранения зафиксированных пропусков зажигания. Это ведет к увеличенному расходу топлива и потере тяги.
Необходим осмотр электродов свечей зажигания и резьбы на предмет замасливания и нагара (свечи предварительно надо выкрутить).
Масложор Проникновение масла через дефектные маслосъемные колпачки в камеру сгорания, где поступившее масло сгорает вместе с топливом. Образование нагара в цилиндрах, сбои в работе двигателя. Снижение уровня масла ниже минимально допустимого приведет к самым негативным последствиям для мотора. После определенного пробега автомобиля проводить регулярную проверку уровня масла. Примечание: при изношенных сальниках клапанов расход масла может достигать 1 л на 1 000 км.
Проблемы с запуском холодного ДВС Из-за протечек из головки блока поступающее масло скапливается на поршнях и клапанах, загрязняет свечи. Температура воспламенения масла значительно выше, чем у топлива, поэтому загрязненная смазкой свеча хуже дает искру. Это затрудняет зажигание воздушно-топливной смеси, обогащенной маслом. Ухудшение работы свечей из-за образующегося нагара. Увеличение нагрузки на аккумулятор, что приводит к сокращению его службы. Загрязнение катализатора и лямбда-зонда остатками несгоревшего масла, что также негативно сказывается на их ресурсе. При запуске холодного двигателя увеличивается количество оборотов стартера, чтобы запустить ДВС.
Сизый дым из маслозаливной горловины. Причина в выхлопных газах, поступающих в головку блока через изношенный сальник в момент открытия клапана. Попадание в масло продуктов горения приводит к изменению цвета смазки и быстрой утрате первоначальных смазывающе-защитных свойств. При работающем моторе открыть пробку маслозаливной горловины.

Важно! Штатно работающий каталитический нейтрализатор дожигает продукты горения масла, поэтому сизый дым может отсутствовать. В таких случаях нужно обращать внимание на другие признаки неисправности.

Определение причины неисправности

Визуальный осмотр – не единственный способ проведения диагностики сальников клапанов. Аналогичные признаки могут появиться при залегании или износе поршневых колец. Также могут возникнуть проблемы в работе системы вентиляции картерных газов. Для точного установления причины необходимо:

  • Определить момент выхода сизого дыма в выхлопе. Дым, появившийся при запуске двигателя из-за скопившегося в камере сгорания масла или при перегазовке после прогрева из-за подсоса масла в цилиндры при открытом дросселе является признаком износа сальников клапанов. Постоянно выходящий и усиливающийся при увеличении оборотов дым говорит о неисправности маслосъемных колец поршня.
  • Выполнить замер компрессии на холодном двигателе и на горячем. Обильная смазка деталей цилиндро-поршневой группы обычно обеспечивает нормальное давление в цилиндрах даже при износе маслосъемных колпачков. Нормальная компрессия у холодного двигателя должна достигать 10-15 атм. для бензиновых ДВС и 15-20 для дизельных (зависит от степени сжатия двигателя). При снижении компрессии при прогреве двигателя проблема может заключаться в износе маслосъемных колпачков. При низкой компрессии у холодного и прогретого мотора с повышением после впрыскивания в цилиндры по 10-20 мл масла ― причина в кольцах и выработке цилиндров.

  • Осмотреть с помощью эндоскопа тарелки клапанов. На остывшем двигателе выкручивают свечи, затем через свечные колодцы эндоскопом осматривают клапаны. При износе сальников клапанов масло будет стекать по шейкам с образованием масляных пятен на тарелках клапанов и седлах. Сильная протечка через маслосъемные колпачки может привести к попаданию масла на поршень. Сухие клапаны означают, что причина неисправности в кольцах.
  • Снять патрубок сапуна на работающем двигателе. При выходе сизого дыма из маслозаливной горловины снимают патрубок вентиляции картерных газов. Отверстие патрубка, ведущего из картера в головку блока цилиндров, на ГБЦ нужно закрыть, чтобы избежать подсоса воздуха. Если проблема заключается в изношенности маслосъемных колпачков, то из горловины будет продолжать поступать дым. Если причина в кольцах или цилиндрах, то дым будет поступать из сапуна.

Устранение протечки маслосъемных колпачков

Устранить проблему с протечкой сальников клапанов можно заменой маслосъемных колпачков или использованием специальных присадок.

В зависимости от конструктивных особенностей головки блока цилиндров для замены маслосъемных колпачков потребуется частичный разбор ГБЦ или полное снятие. Процедура достаточно трудоемкая.

Замену сальников клапанов выполняют с помощью:

  • гаечных ключей и отвертки;
  • универсального рассухаривателя клапанов;
  • оправки для напрессовки новых сальников клапанов.
  • ключа для натяжения ремня ГРМ;
  • съемника колпачков (цанги) или мощного пинцета (можно также использовать длинногубцы с круглым захватом);
  • гибкого прутка олова диаметром до 10 мм и длиной 200-300 мм;

Примечание: количество новых сальников должно соответствовать количеству клапанов в двигателе.


Алгоритм действий при замене маслосъемных колпачков:

  1. вытащить свечи, на V-образных двигателях снять клапанную крышку;
  2. ослабить ремень ГРМ;
  3. снять распредвал;
  4. снять толкатель клапана, гидрокомпенсатор, регулировочную шайбу и другие детали, мешающие доступу к клапанам;
  5. рассухарить клапан, извлечь пружину;
  6. снять с клапана старый сальник с помощью цанги или пинцета;
  7. с помощью оправки напрессовать новый колпачок, предварительно смазав стержень маслом;
  8. в обратном порядке собрать привод клапана;
  9. выполнить аналогичные операции на остальных клапанах;
  10. установить распредвал, выставить валы по меткам, натянуть ремень и завершить сборку.

Примечание: пруток олова требуется, чтобы подпереть клапан через свечной колодец. Пруток можно заменить подачей давления компрессором через свечной колодец, также можно набить камеру сгорания плотной веревкой, оставив конец веревки снаружи.



© 2024 Все права защищены.
ЮниВебРазработано компанией Юнивеб
Карта сайта