Назначение сальников клапанов газораспределительного механизма, которые также часто называют маслосъемными колпачками, состоит в предотвращении попадания масла из головки блока цилиндров в камеру сгорания при открытии клапанов. Как правило, ресурс сальников достигает 100 000 км пробега, но тяжелые условия эксплуатации, агрессивная манера вождения, использование горючесмазочных материалов низкого качества приводят к ускоренному износу маслосъемных колпачков.
Признаки | Причины | Возможные последствия | Способы диагностики |
Сизый дым из выхлопной трубы. | В камеру сгорания из головки блока цилиндров проникает масло. Сгорание масла с воздушно-топливной смесью приводит к окрашиванию выхлопных газов. | В результате сгорания масла образуется нагар, что приводит к залеганию колец, неплотному прилеганию клапанов, возможному их прогару. Не исключен выход двигателя из строя по причине масляного голодания при падении уровня масла ниже минимума. | Необходимо оценить наличие и цвет выхлопных газов. Для этого двигатель запускают после простоя в течение 2-3 часов. Также можно полностью резко выжать педаль акселератора на холостых оборотах на прогретом ДВС. |
Нагар на электродах свечей, масло на резьбе. | Уплотнительное кольцо препятствует выходу излишек масла, которые выдавливает по резьбе свечей из камеры сгорания. |
Возникают проблемы с искрообразованием. Как результат, нестабильная работа двигателя, воздушно-топливная смесь хуже сгорает. Электронный блок управления на инжекторных двигателях изменяет объем впрыскиваемого топлива и момент зажигания для устранения зафиксированных пропусков зажигания. Это ведет к увеличенному расходу топлива и потере тяги. |
Необходим осмотр электродов свечей зажигания и резьбы на предмет замасливания и нагара (свечи предварительно надо выкрутить). |
Масложор | Проникновение масла через дефектные маслосъемные колпачки в камеру сгорания, где поступившее масло сгорает вместе с топливом. | Образование нагара в цилиндрах, сбои в работе двигателя. Снижение уровня масла ниже минимально допустимого приведет к самым негативным последствиям для мотора. | После определенного пробега автомобиля проводить регулярную проверку уровня масла. Примечание: при изношенных сальниках клапанов расход масла может достигать 1 л на 1 000 км. |
Проблемы с запуском холодного ДВС | Из-за протечек из головки блока поступающее масло скапливается на поршнях и клапанах, загрязняет свечи. Температура воспламенения масла значительно выше, чем у топлива, поэтому загрязненная смазкой свеча хуже дает искру. Это затрудняет зажигание воздушно-топливной смеси, обогащенной маслом. | Ухудшение работы свечей из-за образующегося нагара. Увеличение нагрузки на аккумулятор, что приводит к сокращению его службы. Загрязнение катализатора и лямбда-зонда остатками несгоревшего масла, что также негативно сказывается на их ресурсе. | При запуске холодного двигателя увеличивается количество оборотов стартера, чтобы запустить ДВС. |
Сизый дым из маслозаливной горловины. | Причина в выхлопных газах, поступающих в головку блока через изношенный сальник в момент открытия клапана. | Попадание в масло продуктов горения приводит к изменению цвета смазки и быстрой утрате первоначальных смазывающе-защитных свойств. | При работающем моторе открыть пробку маслозаливной горловины. |
Важно! Штатно работающий каталитический нейтрализатор дожигает продукты горения масла, поэтому сизый дым может отсутствовать. В таких случаях нужно обращать внимание на другие признаки неисправности.
Визуальный осмотр – не единственный способ проведения диагностики сальников клапанов. Аналогичные признаки могут появиться при залегании или износе поршневых колец. Также могут возникнуть проблемы в работе системы вентиляции картерных газов. Для точного установления причины необходимо:
Устранить проблему с протечкой сальников клапанов можно заменой маслосъемных колпачков или использованием специальных присадок.
В зависимости от конструктивных особенностей головки блока цилиндров для замены маслосъемных колпачков потребуется частичный разбор ГБЦ или полное снятие. Процедура достаточно трудоемкая.
Замену сальников клапанов выполняют с помощью:
Примечание: количество новых сальников должно соответствовать количеству клапанов в двигателе.
Алгоритм действий при замене маслосъемных колпачков:
Примечание: пруток олова требуется, чтобы подпереть клапан через свечной колодец. Пруток можно заменить подачей давления компрессором через свечной колодец, также можно набить камеру сгорания плотной веревкой, оставив конец веревки снаружи.