Для точной диагностики топливного насоса высокого давления предназначены специальные стенды, на которых выполняют профессиональные проверки для определения рабочих характеристик ТНВД и других элементов топливной системы. Проблема для автовладельца заключается в том, что диагностика на стенде доступна исключительно в автосервисе. Оборудование дорогое и для использования в гаражах его не покупают, ограничиваясь частичной проверкой детали. В подобных условиях можно найти один из дефектов, возможно главный, но при этом упустив из вида другие неисправности.
Для проведения такой проверки необходимо снять ремень ГРМ (газораспределительного механизма). Оценивают усилие, необходимое для вращения шкива (покручивать шкив следует с предосторожностью). Небольшое усилие сигнализирует об отсутствии воды ― проблемы нет. Если требуется приложить значительное усилие или совсем не получается покрутить шкив ― вода попала в плунжеры. Для ДВС и ТНВД – это вредно и опасно, так как возможен выход двигателя из строя из-за требующегося для запуска повышенного усилия.
Проверка выполняется с помощью тестеров давления топлива, так как КИ-4802, ТАД-01А. Заменить отсутствующий специализированный инструмент можно манометром, но нужно чтобы он имел высокий диапазон измерения. Вкручивают манометр в центральное отверстие головки ТНВД или в посадочное место топливной трубки. Понятно, что проведение проверки давления на различных моделях автомобилей в разных режимах работы двигателя будет давать отличные друг от друга результаты. Однако у штатно работающего ДВС результат должен составлять ≥ 300кг/см². Значение меньше указанного говорит о проблемах с плунжерной парой, которую необходимо ремонтировать или менять на новую.
Топливные системы Common Rail получают команды от ЭБУ (электронного блока управления). Как правило, при эксплуатации автомобиля выходят из строя сами датчики или получает повреждение сигнальная проводка. Загорается сигнал Check Engine на панели приборов, что говорит о возникшей неисправности. С помощью сканера считывают ошибки и затем расшифровывают. Решение о ремонте принимается по результатам расшифровки.
Основные причины выхода датчиков из строя:
В результате ЭБУ получает от датчиков некорректные данные и сам отправляет ошибочные команды.
Протечки топлива из насоса высокого давления в основном происходят по причине износа уплотнительных колец. Проверка выполняется на работающем ДВС путем покачивания оси рычага ТНВД. При поврежденном уплотнительном кольце начнет протекать солярка. Еще одна возможная точка протечки находится там, где установлены плунжерные пары.
Герметичность клапана отсечки насоса проверяют следующим образом:
Протечка солярки происходит через отверстие нажимного штуцера в случае неисправности клапана. Отсутствие протечки говорит об исправности клапана.
Для проведения проверки возможного нарушения подвижности рейки надо сначала отсоединить тягу от рычага регулятора. Затем выполняют перевод топливной рейки в крайнее положении, для чего используют рычаги управления ТНВД. При перемещении рейки оценивают проблему «прикипания». Одновременно с перемещением рейки рекомендуется провернуть кулачковый вал. О нормальном состоянии рейки говорит плавное перемещение и отсутствие рывков.
Для наблюдения за перемещением рейки необходимо демонтировать крышку ТНВД (для большинства двигателей).
При сбое в работе топливного насоса высокого давления в холодное время года рекомендуется проверить насос на возможное замерзание. Получив подтверждение, ТНВД снимают и заносят в тепло. Нужно подождать, чтобы насос прогрелся и восстановилась подвижность топливной рейки. Затем выполняют разборку ТНВД, сливают масло и выполняют промывку дизтопливом. Новое масло заливают в картер и монтируют ТНВД на двигатель. При выполнении такой работы при значительных холодах надо использовать размораживатель дизельного топлива.
При проверке на стенде подключение к датчику положения вала выполняют так, что контроллер отслеживал положение, в котором происходит нагнетание. Одновременно систему подключают к регулятору давления топлива (управление порцией дизтоплива). При последующей работе стенда выполняют определенное количество циклов. Топливо из форсунок поступает в заготовленные мензурки. Количество поступившего в мензурки топлива оценивают и определяют работоспособность каждой форсунки и клапана управления порциями топлива.
Для оценки реального состояния плунжерной пары специалисты могут заранее заменить клапан управления на исправный.