(498) 787-92-67
записаться на ремонт

Почему темнее моторное масло?

Многие автолюбители считают, что почерневшее моторное масло ― признак проблем в двигателе. Однако надо уметь различать естественные причины изменения цвета масла и причины, вызванные появившимися неисправностями.

Естественный процесс почернения масла

Масло должно не только смазывать, но и очищать двигатель от химических соединений, образующихся при сгорании топливной смеси. Состав этих соединений зависит от типа топлива и его качества, однако в любом случае они оказывают негативное влияние на работу мотора. Получившиеся в результате сгорания смеси соединения осаждаются на стенках цилиндров, поршнях и других деталей.

Моторное масло должно удалять образовавшиеся остатки с поверхности деталей. Кроме того, одна из функций масла состоит в удержании этих остатков, не допуская возможности снова осесть в двигателе. Именно по этой причине масло начинает темнеть, ведь в нем аккумулируются образовавшиеся при сгорании топлива химические соединения. Поэтому такое почернение масла считают естественным.

Моторное масло

Нужно отметить, что при сгорании разных типов топлива будет заметна разница в степени почернения масла в ДВС. Это объясняется более темным цветом выхлопа при сгорании солярки. Образовавшиеся остатки также имеют более темный цвет, что ведет к быстрому почернению.

Причины почернения масла

Разберем причины, по которым масло начинает темнеть. Они могут иметь как негативный, так и положительный характер. Начнем со вторых.

Замена моторного масла на более качественное

Замена старого моторного масла на более качественное приводит к его более быстрому почернению. Дело в том, что новое масло обладает лучшими (по сравнению со старым) чистящими свойствами. База масла, наличие в составе тех или иных присадок для очистки двигателя у разных автопроизводителей могут значительно различаться. Да и типы моторного масла бывают разные. Поэтому после замены новое масло станет тщательнее удалять с деталей мотора остатков от сгорания топлива и, соответственно, станет быстрее темнеть.

Сам процесс носит естественный характер, однако нужно постоянно контролировать состояние такого масла. Для этого обычно используют щуп. На отсутствие отклонений от нормально процесса очистки двигателя укажет одинаковое по вязкости состояние масла. Также по загрязненности масло должно быть однородным.

Масла

Потемнение из-за пробега

Автолюбителей интересует пробег автомобиля, после которого масло начинает темнеть. В этом вопросе надо ориентироваться на пробег – примерно 3 000 км. Если ваша машина проделала такой путь, то процесс почернения масла можно считать естественным. При этом не должно происходить никаких неисправностей мотора, например, повышенного расхода масла. Менее качественное масло начнет темнеть уже после 1 000 км пробега, а возможно и раньше.

Примечание: масло без содержания чистящих добавок остается светлым после пробега в 3 000 км.

Это правило распространяется на автомобили с бензиновыми двигателями. У дизельных моторов почернение масла обычно происходит значительно быстрее. Поэтому почернение масла после 1 000 км пробега не будет считаться аномалией.

Надо отметить, что после капремонта двигателя процесс почернения масла будет протекать быстрее. Это связано с достаточно значительным количеством стружки, которая образуется при взаимодействии трущихся пар. По этой причине после капитального ремонта двигателя рекомендуется выполнять замену масла чаще, чем это указано в регламенте.

Пробег

Параметры зольности и низкая щелочность масла

Различают зольность базового масла и сульфатную зольность. Последний термин используют для характеристики готового продукта (масла). Параметры зольности сообщают о количестве примененных в масле присадок. Каждая присадка имеет в своем составе соли калия, фосфора, серы, натрия, бария, цинка и т.д.

Высокая сульфатная зольность за счет значительного количества несгораемых элементов в масле приводит к образованию на поверхностях деталей ДВС абразивного слоя. У масла с высокой сульфатной зольностью хуже моющие свойства. Следует отметить, что этот параметр прямо пропорционален щелочности масла.

Щелочное число TBN и сульфатная зольность моторного масла обычно указываются производителем упаковке. Эта информация обязательно есть у продавцов моторных масел. При высоком значении зольности и TNB продукт обладает лучшими моющими способностями. Это означает, что масло быстрее и интенсивнее будет чернеть. При низких значениях указанных параметров масло дольше будет оставаться светлым.

Зольность

На почернение моторного масла влияет и высокое значение сульфатной зольности. Автопроизводители для конкретной модели двигателя предлагают масло с определенными параметрами зольности. При этом для масел с низким TBN требуется более частая замена. Обычно это пробег порядка 7 000 км. Необходимо отметить высокую чувствительность таких марок масла к качеству топлива. В ходе эксплуатации масло с низким TBN утрачивает свои свойства значительно быстрее.

Негативные причины почернения масла

Использование поддельного и низкокачественного масла

Продажа подделок известных марок моторного масла в последние годы приобрела массовый характер. Купив и залив в свой автомобиль такое масло автолюбитель заметит быстрое почернение продукта. Конечно, масло не будет выполнять смазывающие и очищающие функции. Что делать? В кратчайшие сроки выполнить замену, двигатель нужно будет промыть. Такие же проблемы будут преследовать автовладельца при использовании моторного масла неизвестной торговой марки и низкого качества. Обычно подобные покупки люди совершают, прельстившись низкой ценой. Обладающее низкими эксплуатационными характеристиками масло в ходе эксплуатации будет стремительно их терять. Одно из последствий ― быстрое почернение масла.

Поддельное масло

Продукты сгорания попадают в масло

При такой неисправности, которая в основном происходит из-за разгерметизации системы, происходит быстрое окисление моторного масла. Эксплуатационные характеристики его стремительно ухудшаются, происходит почернение продукта.

Причины разгерметизации бывают разные: пробитие прокладки ГБЦ, повреждение маслосъемных колец поршня и др. При проблеме с маслосъемными кольцами масло «задерживается» на стенках цилиндров, приводящие к тому, что остатки масла сгорят вместе с топливной смесью. Подобный дефект увеличивает расход моторного масла и также приводит к почернению продукта. Обнаружив подобную неисправность, требуется проверить работоспособность мотора. Это можно сделать самому или обратиться в техцентр.

Пробитая прокладка ГБЦ

Неисправность системы вентиляции картера

Такой дефект приводит к попаданию картерных газов в двигателе. Контакт с маслом ускоряет процесс окисления смазывающей жидкости. Происходит утрата эксплуатационных характеристик и почернение масла. От объема картерных газов, попадающих обратно в мотор, зависит скорость процесса.

Использование топлива низкого качества

Попадание в масло продуктов сгорания топлива — это основная причина почернения смазывающей жидкости. Чем выше качество масла, тем светлее продукты сгорания. Это напрямую влияет на цвет масла. Качественное топливо значительно повышает мощность мотора, замедляет процесс износа и повышает ресурс смазки.

Diesel

Перегрев масла

Различные факторы могут привести к тому, что мотор будет вынужден работать в тяжелых условиях. Это обязательно скажется на температуре масла. Допущенный перегрев смазки приведет к быстрому почернению. Особенно заметно это будет при использовании старого масла и его низком уровне. В некоторых случаях масло по консистенции начинает напоминать мазут. В результате мотор выйдет из строя и будет необходим капремонт. Рекомендуется избегать длительных повышенных нагрузок на двигатель. Кроме того, необходимо подбирать моторное масло с соответствующими свойствами. Ошибки при выборе вязкости масла чреваты перегревом как ДВС, так и самой смазывающей жидкости.

Перегрев масла



© 2024 Все права защищены.
ЮниВебРазработано компанией Юнивеб
Карта сайта