Вискомуфта используется в системах охлаждения двигателя, системах полного привода для передачи вращающего момента или для блокировки дифференциалов. Другим своим названием (вязкостная муфта) она обязана тому, что усилие передается с помощью вязкостных свойств дилатантных жидкостей. Муфта, размещенная в герметичном корпусе, может состоять из двух перфорированных дисков, расположенных по отношению друг к другу с определенным зазором, или из множества круглых пластин с отверстиями и выступами.
Принцип работы
В вискомуфте использовано свойство дилатантных жидкостей, которые под внешним воздействием могут загустеть или расшириться. Два типа муфты применяют для решения различных задач:
- Для установки в автомобильных трансмиссиях выбирают муфты цилиндрической формы с заполнением 9/10 объема устройства специальной жидкостью. Для расширения этой жидкости оставляют 10% объема устройства. Зазор между установленными в корпусе муфты перфорированными дисками составляет от 0,2 мм до 0,4 мм. Диски совмещены с ведущим или ведомым трансмиссионными валами. При сохранении примерно одинаковой скорости вращения дисков используемая жидкость сохраняет свою тягучесть. Такой режим характерен для стандартного перемещения автомобиля. Пробуксовка приводит к загустению жидкости, что вызывает активацию полного привода или блокировку дифференциала.
- Для использования в приводе вентилятора двигателя применяют устройство, корпус которого разделен на камеры. В пространство между ведущим и ведомым дисками должна поступать жидкость. Ведущий диск соединен с коленвалом или распредвалом, ведомый ― с крыльчаткой вентилятора. Поступление жидкости обеспечивают пружинные клапаны, приводимые в действие металлической пластиной. Пластина чувствительна к нагреву и размещена на обращенной к вентилятору стороне устройства. Прогревание двигателя приводит к замыканию вискомуфты. В результате возрастания температуры радиатора увеличивается объем жидкости, поступающей в пространство между дисками. Соответственно, это ведет к увеличению скорости вращения вентилятора. Снижение температуры охлаждающей жидкости радиатора – к возвращению формы биметаллической полосы конструкции устройства в первоначальную. Происходит закрытие клапанов, прекращается поступление жидкости в пространство между дисками, остатки жидкости возвращаются через сливной кран. Скорость вращения вентилятора снижается под воздействием возвращения жидкости в камеры устройства. Сегодня в легковых автомобилях вместо этой конструкции применяют электрические вентиляторы.
Основные неисправности
Дефекты устройства можно определить по следующим признакам:
- Потеки жидкости появляются на поверхности корпуса. Причина обычно состоит в износе сальников блока.
- Скорость вращения вентилятора не изменяется вне зависимости от температуры двигателя (холодный или прогретый). Причина в возможной утечке жидкости или проблемах с подачей в пространство между дисками.
- Посторонние шумы или возникшая вибрация указывают на износ подшипника муфты.
Замена муфты
Ремонт детали возможен при случившемся перегреве двигателя. Самая распространенная причина неисправности ― утечка жидкости из основания корпуса. Неисправность устраняется заливкой новой жидкости:
- Устройство снимается с водяного насоса и разбирается. На диске находится пластина с пружиной, снимается штифт и шприцем в отверстие без спешки заливается жидкость в объеме 15мл.
- Затем выжидается некоторое время, чтобы силикон смог проникнуть глубже.
- Излишки жидкости удаляются с поверхности.
- Вискомуфта возвращается на место.
Устройство также нужно разобрать при выходе подшипника из строя. Неисправность определяется по возникшему в районе радиатора шуму. В таких случаях помимо проверки производится и ремонт муфты:
- Откручиваются фиксирующие болты и из моторного отсека извлекается муфта.
- Сливается жидкость и деталь разбирается. Подшипник извлекается с помощью съемника.
- Устанавливается новый подшипник, заливается жидкость, и муфта возвращается на место.
При установке в автомобиле неразборной вискомуфты выполняется замена устройства на новое.